Книжная среда обитания: литературный календарь-Марсель Эме

 

Марсель Эме – французский прозаик, драматург, автор комедий, романов, сказок и новелл. Родился 29 марта 1902 года на востоке Франции в коммуне Жуаньи.

 

После смерти матери, с двухлетнего возраста и до 18 лет, Эме воспитывался у своего деда в горной деревушке департамента Юра. В 1910 Марсель поступил в коллеж в городке Доль, окончив который, стал учеником математического отделения лицея в Безансоне. Страдая от тяжелой болезни, юный Марсель Эме был вынужден прервать обучение.
В 1922 году автор переехал в Париж, а уже через 4 года дебютировал на литературной сцене со своим первым романом «Брюльбуа». С этого времени у писателя началась стабильная творческая карьера. Оставаясь в поле зрения литературной критики, автор презентовал по одному крупному произведению в год. Роман «Спорное поле» в 1929 году был удостоен высокой литературной награды – премии Теофраста Ренодо, а уже на следующий год «Безымянная улица» удостоилось премии популистского романа.
В 1933 году Марсель Эме опубликовал «Зеленую кобылу», которая спровоцировала ошеломляющий успех, а об авторе узнал весь литературный мир.
Всего за свою жизнь французский писатель создал 17 романов, написал более десяти пьес и выпустил 6 сборников новелл. Эме принимал активное участие в написании киносценариев по произведениям Достоевского, Сименона и прочих авторов.
Великолепный стилист, провозглашавший в своих литературных доктринах чистоту французского языка, в творчестве выражался простым и ёмким слогом, пронизывая его чистокровным галльским юмором. Большинство исследователей литературного наследия Марселя Эме отмечают, что фольклорно-юмористическая сторона его творчества близка к канонам средневековых фарсов и фаблио, через Рабле и новеллы Возрождения линия жанровых аналогий идет к Вольтеру, Бальзаку и А. Франсу. Изощренность шуток и беспощадный сарказм в утонченном исполнении Марселя Эме формируют наиболее самобытную сторону его творчества.
Сказки Марселя Эме – это интересный образец жанра литературной сказки. «Сказки кота Мурлыки», написанные им в период с 1934 по 1946 год составили две книги «Красная книга сказок кота Мурлыки» и «Синяя книга сказок кота Мурлыки», относят к классике французской детской литературы. Но при этом многие из его сказок ориентированы и на взрослых, так как затрагивают серьезные социальные и философские проблемы.

Действие «Сказок кота Мурлыки» происходит на ферме и в ее окрестностях. Главные героини – девочки-школьницы Дельфина и Маринетта –живут с родителями, помогают им в хозяйстве, шалят и попадают в различные истории. Точное расположение фермы не указано, но различные детали и реалии (французские имена, упоминание Лафонтена, Гюго, Наполеона и др., школа, устройство фермерского хозяйства) указывают на то, что это не сказочная страна, а вполне реальная французская провинция, скорее всего первой половины XX века. Непосредственными героями являются животные фермы, с которыми постоянно общаются девочки, и именно с ними связаны приключения сестер.

Важной сказочной особенностью является умение всех животных разговаривать и мыслить, вести диалоги с девочками и родителями. Это «сказочная реальность», «чудо», «иллюзия правды».
В сказках Эме конфликты связаны с познанием детьми мира, его законов и отношений в нем. Как правило, функцию «злой силы» выполняют родители, их запреты и наказания, которых зачастую невозможно избежать без помощи животных.
Большую роль в этих сказках играет воспитательный аспект, который является особенностью народной сказки. Благодаря персонажам-животным юные читатели не только знакомятся с миром природы, но и уясняют те нравственные ценности и правила поведения, которые веками складывались в обществе. Зло в сказках всегда наказывается, а добро торжествует.
По большей части всё творчество Эме — это причудливые трагикомедии, в которых удивительным образом сочетаются (причём, очень гармонично) гротеск и социальная заострённость, сарказм и философия, реализм и фантастика, ирония и трагедия. Глубокая психологичность и повышенный интерес к описанию быта делают даже самые абсурдные допущения Марселя Эме реалистичными и достоверными.
По мотивам его произведений были сняты многочисленные фильмы, такие как «Стол для умерших» Анри Вернёя, «Уран» Клода Берри, «Через Париж» Клода Отан-Лара и другие.

Марсель Эме умер 14 октября 1967 года в Париже.

Среди самых необычных скульптур Парижа отдельного внимания заслуживает памятник, посвященный писателю Марселю Эме.

Памятник, открытие которого состоялось в 1989 году, находится в квартале Монмартр и больше известен широкой общественности под неофициальным названием «Человек, проходящий сквозь стену». В неофициальном названии полностью отражена главная особенность скульптуры, она действительно изображает великого писателя, проходящего сквозь каменную стену. Роман под названием «Человек, проходящий сквозь стену» был написан Марселем Эме еще в 1943 году и до настоящего времени не утратил актуальности. Выполненный из бронзы памятник не перестает привлекать внимание туристов, доказательством тому служит натертая до блеска рука писателя. По одной из легенд, прикоснуться к ней обязательно нужно на счастье, а творческие личности, прикасаясь к памятнику, ищут вдохновения. Посвященный великому писателю памятник примечателен еще и тем, что его автором был знаменитый киноактер Жан Маре. Он был одним из самых близких друзей писателя, а потому после смерти друга талантливый актер решил лично создать его необычный и символичный памятник. Именно эта работа прославила Жана Маре как скульптора, талантом которого восхищался даже Пабло Пикассо. Отыскать удивительный памятник в квартале Монмартр не составит никакого труда, он расположен на углу площади, которая тоже была названа в честь Марселя Эме.