Мир искусства в юбилейных датах: Митурич Пётр Васильевич

Пётр Васильевич Митурич- выдающийся русский и советский художник-график, педагог, теоретик искусства, изобретатель; представитель авангардистского движения 20-х годов.

Родился в Санкт-Петербурге, в семье потомственного военного и литератора. Учился в Псковском кадетском корпусе, в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнёва, соученика и друга М. А. Врубеля, в Петербурге, у баталиста Н. С. Самокиша в Академии художеств.
Митурич участвовал в Первой мировой и гражданской войнах. Создал фронтовые зарисовки, пейзажи, замечательные портреты. Работал обычно тушью, углем и карандашом. Увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику» (штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги); характерным примером может служить «словарь» из 150 кубиков (1919).
В 1910–1920-е годы Митурич общался с В. Е. Татлиным, Л. А. Бруни, Н. И. Нисс-Гольдман, Н. Н. Пуниным, футуристами. Из этого периода известны его портреты поэтов Осипа Мандельштама и Вячеслава Иванова, композитора А. С. Лурье, посмертный портрет Михаила Врубеля и другие.

Очень важную роль в биографии П. Митурича сыграло знакомство и тесная дружба с поэтом Велимиром Хлебниковым (1885–1922). Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему “Закона времени”)
Эти рисунки — образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П. Митурича, поступили в коллекцию Третьяковской галереи в 1929 году после расформирования Музея живописной культуры.

Период середины 1920— 1930-х годов был для П. Митурича наиболее гармоничным. Его окружали семья и единомышленники, преподавание во ВХУТЕМАСе обеспечивало относительный достаток. Рисунки этого времени конструктивны, пейзажи часто содержат пространственные перспективы («Бульвар». 1924. Бумага, черный карандаш; «Кутум. Астрахань». 1926. Бумага, черный карандаш). Образ торжествующей красоты, женственности, важный для искусства первой половины XX века в целом, — воплотился у П. Митурича в портретах Веры Хлебниковой, ставшей его супругой.

В 1940-х годах вокруг Митурича сложилась группа учеников и последователей – по существу, собственная графическая школа (П.Г.Захаров, Е.С.Тейс, М.Х.Горшман, А.В.Свешников и другие, позже – М.П.Митурич).
Творчество П. В. Митурича представлено в крупнейших музеях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Киевский музей русского искусства, Рыбинский музей-заповедник, Stedelijk Museum, фонд Харджиева-Чаги (Амстердам), Доммузей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина).