Жизненная философия Виктории Токаревой

Удивительная женщина, замечательный автор и сценарист Виктория Самуиловна Токарева родилась в Ленинграде 20 ноября 1937 года.
Её отец – Самуил Зильберштейн – был коренным жителем Северной столицы, погиб в Отечественную войну. О нем у дочери осталось не так много воспоминаний. Мать, вынужденная воспитывать двух дочерей самостоятельно, перебивалась всю жизнь дополнительными заработками. Она трудилась вышивальщицей на фабрике, нередко брала работу на дом.
Образ матери часто встречается в книгах Токаревой, в частности, в повести «Террор любовью» ему отдана главная роль. Это произведение является во многом автобиографичным. Понятие «террор любовью» создано Токаревой и использовано не раз и в других ее книгах. Оно понятно каждому, кто испытывал на себе безграничную, порою, лишенную логики материнскую заботу, но понял ее истинную цену слишком поздно.
Любовь к литературе проявилась у девочки в 13 лет, когда мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: Токарева хотела стать врачом. Но пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище, а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Понимая, что никогда не станет музыкантом, она стала работать преподавателем музыки в школе. По счастливой случайности, на одном из обычных школьных вечеров Токарева познакомилась с известным детским поэтом Сергеем Михалковым и благодаря его протекции в 1963 году поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии. Именно здесь она открыла в себе талант писателя. На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья».
Этот рассказ был замечен: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышел фильм «Урок литературы».

Произведения молодой писательницы появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 году была опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, — писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О том, чего не было». — У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».

Успешно окончив ВГИК, Виктория Токарева получила заветный диплом сценариста. С этого времени началось постоянное творчество Токаревой. В 1971 году её приняли в Союз Писателей СССР.

В 1970-1980-е годы Виктория Токарева печаталась редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет. Вошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы.
Читатели ждали ее рассказов. И это неудивительно. Каждая ее строчка обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, бессмысленных — каждая самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы. От лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколения. В ее рассказах и повестях, которые создавались в то время, когда общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Это были сборники: «Хэппи энд», «Вместо меня», «Лошади с крыльями», «Стрелец», «Птица счастья» и другие.

Не щадя ни себя, ни родных, Токарева в 2009 году написала весьма откровенную книгу. Называется она «Дерево на крыше». Главной героиней произведения Виктория сделала свою соперницу. Откуда такое название? Когда растение пускает корни на крыше, ему так тяжело пробиться к свету, что едва ли оно сможет когда-нибудь превратиться в красивое и высокое дерево. Но некоторым это удается. Самым сильным.
Таким как Вера – главная героина книги Токаревой. Прообразом послужила актриса Любовь Соколова. Она пережила блокадный Ленинград, голодную и нищую юность. Она была талантливой актрисой, но не сыграла в кино ни одной главной роли. Смысл ее жизни заключался в семье. Но сын погиб, а муж любил другую, а затем и вовсе ушел. Но до последних дней своей жизни эта женщина не утратила способности любить, и не научилась ненавидеть.

Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Многие из сценариев — адаптации её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983). Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году. «Джентльмены удачи» и «Мимино» стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.

Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза «русской Франсуазы Саган», как иногда называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» – такова жизненная философия Виктории Самуиловны. Талант, оптимизм, юмор и доброта – вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой.