А.С. Макаренко: как стать человеком?

 

 

Антон Семенович Макаренко- знаменитый советский педагог и писатель. Автор всемирно известных методик воспитания и перевоспитания подростков-правонарушителей, в том числе беспризорников. Его практику в свое время называли жестокой и критиковали, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов минувшего столетия.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил четырехклассное училище в Кременчуге, а затем педагогические курсы. С 1905 по 1914 год работал учителем. С 1914 по 1917 год учился в Полтавском педагогическом институте. После окончания учебы переехал в Полтаву.
В 1920 году была создана трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей. Антон Семенович был назначен заведующим колонией.
Вначале в колонии было пять великовозрастных (17-18 лет) преступников. Педагоги вели занятия, обеспечивали их едой. Молодые парни с исковерканными характерами ничего не хотели делать. Они уже усвоили, что можно жить и не работая.
Педагоги вместе с А.С. Макаренко читали педагогическую литературу, чтобы найти способы воздействия на своих подопечных. В то время никакой педагогической теории воспитания коллектива не существовало. Это были голодные двадцатые годы, годы разрухи после революции и двух войн.
Антон Семенович решил – вначале нужно работать, организовать труд и учебу. И здесь происходит драматический эпизод, который чуть не стоил педагогу жизни. Макаренко в своей «Педагогической поэме» описывает этот случай. На его предложение пойти нарубить дров для кухни колонист Задоров ответил: «Иди сам наруби, много вас тут!». По сюжету Макаренко «размахнулся и ударил Задорова по щеке и жёстко потребовал- или работать или всем убираться из колонии». Для него это стало потрясением, но именно этот случай помог заработать педагогу уважение у остальных. И удивительно, но этот моральный взрыв человеческого возмущения, негодования подействовал самым положительным образом- правонарушители идут работать. С этого дня Антон Семенович решил уже спуска не давать, а неуклонно требовать труда и учебы от воспитанников.
В 1928 году педагога обвинили в применении телесных наказаний, что было несовместимо с новой советской педагогикой. Но кого и за что там били? Самым страшным проступком в обществе уголовников, даже среди детей и подростков, была кража у своих. Разговоров в таких случаях не заводили, поэтому тех, кто воровал у товарищей, били.
Антон Семенович столкнулся не только с критикой первых лиц страны, но и с радикальным противостоянием педагогов, считавших трудных детей врожденно дефективными, аморальными и умственно отсталыми. Макаренко отрицал эту идеологию и считал своих воспитанников обычными детьми, и не все они являлись преступниками. Среди них были и просто сироты, оставшиеся на улице и, не видавшие семейной любви, заботы и здоровых отношений.
Макаренко работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников были воры, несовершеннолетние убийцы, сироты и члены вооруженных бандитских группировок. Являясь их наставником, он открыто провозгласил и осуществил идею воспитания «нового человека».
Все личные дела, которые поступали вместе с воспитанниками в колонию, тут же сжигались на их глазах вместе со старой одеждой. Макаренко не интересовало прошлое, он выдавал подросткам форму колониста и давал им шанс начать жизнь с чистого листа, и первым делом отправлял в баню. В колониях, где руководил Макаренко, не было ни охраны, ни заборов. Никто не убегал, а если даже кто-то и уходил, то все равно возвращался.
Известно, что среди тех питомцев, кто прошел через его систему перевоспитания, не было ни одного рецидива, ни одного нового преступления или проступка. Специалисты следили за всеми колонистами Макаренко в долгосрочной перспективе их судьбы, и все они состоялись как личности и патриоты. Многие из них доблестно прошли Великую Отечественную войну.

Существует ошибочное мнение, что Макаренко воспитывал детей и подростков для коллектива. Это связано с тем, что его систему очень сильно фальсифицировали в 1940-1950-е годы- она нивелировала личность и подчинила ее обществу. Однако истина заключалась совсем не в этом.
Макаренко был выдающимся педагогическим новатором. В его деятельности впервые реализовалась «педагогика отношений», направление, которое до сих пор высоко ценят в мире образования. Именно он разработал систему взаимодействия и взаимоотношений внутри сообщества, где находился воспитанник. Каждый член коллектива, среди которых другие воспитанники, педагоги и коллектив в целом, участвовали в формировании личности «нового человека». Но никак не в ее подавлении.

Выходя из колонии или коммуны, бывшие беспризорники не чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Они знали, что будут учиться и работать на общее благо, на благо страны. И те жизненные принципы, которые им прививал Антон Семенович, не входят в противоречие с принципами организации всего государства.
И мир, негласно держится на плечах честных, трудолюбивых, справедливых и волевых людей, думающих не только о себе, но и о благе своей страны и человечества. Поэтому педагогика, человечная и вместе с тем требовательная, по-прежнему актуальна в современном обществе.