Талант доброты

Владимир Михайлович Конашевич — русский и советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Владимир Михайлович Конашевич родился в Новочеркасске в 1888 году в семье банковского служащего. В детстве, как и многие его сверстники, мальчик мечтал о морских путешествиях. Также он очень интересовался астрономией и музыкой. “Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за все раньше и замечательно: все чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую побольше трудиться и мечтать”.
Конашевич получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое впоследствии стало основой для Московского института имени Сурикова. Выпускную дипломную работу художник защитил по портрету и долгое время хотел стать именно портретистом. Но судьба распорядилась иначе.
Перед революцией 1917 года Конашевич приехал в Петербург и вскоре стал одним из хранителей и реставраторов Павловского дворца, где прослужил вплоть до 1926 года. Здесь же он серьезнейшим образом увлекся графикой, а именно художественной литографией, стиль которой в будущем определил его манеру как иллюстратора. Годы занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.
Его творчеству присущ особый, романтически-сказочный стиль, близкий к рококо: затейливо-декоративная манера, ироничность, гротесковость, смягченная теплым юмором. Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918).
Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене, уехавшей с дочкой к родным на Урал: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки на каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием

“Азбука в картинках”.

 

 

 

В 1918 году с иллюстрациями В. Конашевича выходит «Розовая азбука» Е. Соловьевой, составленная уже по принципам новой орфографии и объясняющая реформы русского языка, но в той же иллюстративной манере, что и предыдущая азбука: утонченной и в то же время конкретно изображающей предметы и явления.
Почти полвека творчества Владимира Михайловича связаны с книгой. Его иллюстрации украшают издания стихов Маршака, Чуковского, Хармса, сказок Пушкина, Андерсена, братьев Гримм. Хотя имя Конашевича связано в первую очередь с детской книгой, он много работал над изданиями произведений другого рода и характера. В 20–30-е годы художник создал иллюстрации к стихам Фета, Гейне, к произведениям Тургенева, Чехова, Федина, Зощенко, Сейфуллиной. Его иллюстрации к роману аббата Прево «Манон Леско» получили золотую медаль на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Мастер рисунка, Конашевич создал немало станковых графических произведений. Многие его работы выполнены гусиным пером. Увлекаясь также литографией, он сделал в этой технике цикл пейзажей под названием «Павловский парк».
В 1924 году В. Конашевич иллюстрирует сказку К. Чуковского «Мухина свадьба» (в 1927 году выходит под названием «Муха-цокотуха») и другие.

В. Конашевич признавался, что К. Чуковский – его любимый автор. А Чуковский считал Конашевича любимейшим иллюстратором. “Муха-Цокотуха”, – писал К. Чуковский В. Конашевичу, – давно уже столь же моя, сколь и Ваша». Когда открывалась персональная выставка Конашевича, Чуковский писал: «Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном, изящном обличии… В каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».
С 1923 года В. Конашевича связывает тесное сотрудничество с С. Маршаком, которое началось с книги «Дом, который построил Джек». Большой резонанс литературной критики вызвали иллюстрации Конашевича к стихотворению С. Маршака «Пожар». С помощью всего трех цветов – красного, желтого, черного – художник сумел создать запоминающееся, выразительное, динамичное, напряженное зрелище.
Во время ленинградской блокады В. Конашевич оставался в осажденном городе. Работал над оформлением ленинградского Военно-медицинского музея, сделал около пятидесяти рисунков для «Атласа переливания крови», рисовал портреты бойцов Ленинградского фронта. В блокадном Ленинграде была организована его персональная выставка.
Также сотрудничал художник и с детскими журналами: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж». Нет, пожалуй, ни одного советского ребенка, которому хоть раз не попадалась на глаза его работа.
Еще знаменитый художник-иллюстратор преподавал графику в Репинском институте живописи. Умер он в 1963 году и похоронен на Богословском кладбище.
Именем Владимира Конашевича назван сквер, который находится на проспекте Просвещения в Санкт-Петербурге.