Они изменили мир: научные изобретения русских учёных. Выпуск 3

 

 

Цветное фото- С. Прокудин- Горский

Цветная фотография появилась еще в конце XIX века, однако снимки того времени характеризовались смещением в ту или иную часть спектра. Российский фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из лучших в России и, как и многие его коллеги по всему миру, мечтал добиться максимально натуральной цветопередачи.
В 1902 году Прокудин-Горский изучал цветное фотографическое дело в Германии, у Адольфа Мите, который к тому времени был всемирной звездой цветной фотографии. Вернувшись домой, Прокудин-Горский стал совершенствовать химию процесса и в 1905 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, то есть вещество, повышающее чувствительность фотопластинок. В результате ему удалось получать негативы исключительного качества.
Прокудин-Горский организовал ряд экспедиций по территории Российской империи, снимая и известных персон (например, Льва Толстого), крестьян, храмы, пейзажи, заводы, — таким образом создав удивительную коллекцию цветной России. Демонстрации Прокудина-Горского вызвали большой интерес в мире и подтолкнули других специалистов к разработке новых принципов цветной печати.

Электромобиль- И. В. Романов


Электромобили появились едва ли не раньше традиционного автотранспорта. И первый четырехколесный экипаж на электрическом ходу, предназначенный для перевозки двух пассажиров, был создан русским инженером Ипполитом Владимировичем Романовым.
Прототип был представлен в 1899 году в Санкт-Петербурге, мог развивать скорость до 34 км/ч, а запас хода составлял 60 км. По современным меркам немного, но при наличии зарядной инфраструктуры на таком и сейчас легко можно было бы доехать от дома до работы и обратно.

Электродвигатель- Э.Х. Ленц

Сердце электромобиля также было изобретено в России. Борис Семенович Якоби, который по образованию был архитектором (работа не по специальности – еще одна наша исконная черта), увлекся электрическими процессами.
И в 1834 году он сделал открытие – электрический двигатель, главным принципом работы которого было вращение рабочего вала.
Вместе с еще одним известным российским ученым Эмилием Христиановичем Ленцем он продолжает развивать свою работу в этом направлении. В Петербурге он создал еще два прототипа электромоторов.
Один из них приводил в движение колесное судно, которое могло идти даже против течения Невы, второй – катил тележку по рельсам и стал прообразом трамвая.

Велосипед-Е. М. Артамонов


До сих пор так никто и не может достоверно сказать, кто же на самом деле изобрел велосипед, но свой претендент есть и у нас. В 1801 году уральский мастер Ефим Михеевич Артамонов представил свою идею велосипеда, сократив число колес в повозке с четырех до двух.
А знаменитый исторически зафиксированный патент фон Дреза был выдан только в 1817 году.
Да и то в современном понимании машина фон Дреза скорее беговел, аналогичный тем, на которых катаются малыши.

Парашют- Г.В. Котельников

Попытки создать устройство, которое позволяло бы спасаться из самолета в случае его падения, предпринимались неоднократно. Первыми из них были громоздкие и ненадежные «зонтики», закрепляемые на самолете.
Но в 1910 году, находясь под впечатлением от гибели летчика, наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников приступил к разработке парашюта в том виде, в котором мы знаем его сегодня.
Эта разработка заняла 10 месяцев. Его парашют был сделан из шелка и помещался в специальный ранец. В 1911 году он получил патент в России, а в 1912 – во Франции.
Позже в том же году были проведены показательные испытания этого парашюта, а в 1913 году студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним с 60-метрового моста, прославившись на весь мир.