Юбилейное ожерелье: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» — 100 лет

Имя Самуила Маршака прочно вошло в историю детской литературы. Произведения этого автора превратились в источник морали и знаний для детей со всего мира. «Сказка о глупом мышонке» – одно из самых известных творений литератора, была написана в 1923 году. Произведение – уникальное и спасительное в буквальном смысле слова. Сын литератора заболел: сложное заболевание почек требовало незамедлительного лечения. Однако семья в то время бедствовала. Тогда Самуил Яковлевич взялся за перо и за день написал прекрасное и доброе произведение. Заботливый отец спас жизнь ребенку и заслужил место на литературном пьедестале.
Отличительной чертой произведений Маршака является присутствие черного юмора и элементов фарса. В центре повествования «Сказки о глупом мышонке» находится тема глупости. Это отображается в названии сказки. Кто же является глупым? Мышонок – главное действующее лицо произведения Самуила Яковлевича – проявляет как раз ум. Глупость – ключевое качество матери героя, мыши. Героиня собственными руками преподносит дитя коту. Мышонок виноват лишь в том, что ведет себя инфантильно, капризничает, не слушается родителя. Писатель говорит о том, что глупость бывает разной. Детская глупость – нормальное явление. Мышонок глуп по-детски, потому что не способен увидеть лицемерие и коварство в «сладком» пении врага. А вот глупость взрослого человека или животного, как в данном случае, простить трудно. Такое качество приводит к плачевным последствиям. В центре повествования находятся два главных героя: мышка-мать и мышонок. Ребенок не хочет засыпать, мышонку не нравится писк матери, которая поет колыбельную песню. Тогда мышонок просит позвать няньку. Мышка ищет няньку, чтобы та помогла уснуть капризному ребенку. Маленький герой отвергал всех нянек, приглашенных матерью: то песня громкая, то тихая, то грубая и т. д. Щука, свинка, утка не понравились мышонку. Только кошка вызвала симпатии капризного героя, она красиво и приятно мурлыкала, и мать доверила дитя этой няньке. А когда мышка вернулась, ребенок-мышонок исчез. Эта сказка – полезное «пособие» для молодых, неопытных родителей. Чему же учит творение русского писателя? Родителей учит не потакать капризам детей, не выполнять безропотно каждую прихоть ребенка. Маленьких читателей автор призывает слушаться родителей, ведь непослушание часто приводит к бедам. Отличительная особенность композиции сказки – открытый финал. Читатели могут догадаться, чем закончилось произведение. Однако автор не говорит об этом прямым текстом. Впрочем, конец сказки не такой очевидный, как кажется на первый взгляд. Позже писатель издаст продолжение анализируемой истории под названием «Сказка об умном мышонке». Но это уже совсем другая история.