Слово о Глебе Успенском- писателе и человеке

 

Глеб Иванович Успенский -русский писатель, прозаик, публицист.
Родился в семье провинциального чиновника 25 октября 1843 в Туле. Учился в гимназии в Туле, затем в Чернигове. Вспоминая о своем детстве и юности, Успенский рисовал всегда это время мрачными красками: «Вся обстановка моей личной жизни до 20 лет, — писал он, — обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель, глубочайшую дикость понятий, неразвитость и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое расстояние».
В детские годы он был окружен спокойной, добросердечной атмосферой. Бабушка рассказывала мальчику сказки и истории по картинкам. С его дедом, который прекрасно знал крестьянский быт, приезжал консультироваться сам Л. Н. Толстой. Родственники по материнской линии высоко ценили искусство и литературу. У отца была небольшая библиотека, книги из которой были очень рано прочитаны Успенским. Отсюда берет начало любовь к творчеству Пушкина, начавшаяся со сказок великого творца. Также очень нравились Глебу Ивановичу Успенскому стихи Лермонтова. В 1861 году Глеб Иванович окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но уже через год переводится в Московский университет, из которого еще через год был отчислен из-за того, что не мог оплатить обучение. Глеб Иванович вынужден пойти работать, ему удается устроиться в типографию «Московских ведомостей» корректором.
Литературную деятельность Успенский начал летом 1862 года в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», где печатались его первые рассказы. В своих ранних произведениях Глеб Иванович Успенский говорит о жизни обитателей трущоб, нищих мастеровых и мелких чиновников. В это время он руководствуется художественным принципом, сформулированным Чернышевским: «правда без всяких прикрас». На творческую манеру первых очерков оказал огромное влияние двоюродный брат Глеба Ивановича, который тоже был литератором. В 1865 году Глеб Иванович знакомится с Некрасовым, который уже был редактором журнала «Современник». Это событие ознаменовало важные перемены в судьбе юного писателя. Демократический характер творчества Успенского в полной мере соответствовал направленности журнала.
Именно в «Современнике» были изданы очерки, которые позже составят цикл «Нравы Растеряевой улицы», принесший автору общественное признание. В очерках весьма реалистично представлены первые послереформенные годы, ставшие чудовищным разочарованием для целой нации. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство — таковы «растеряевские нравы». Успенский первым вводит в литературу новый тип героя – это приобретатель, наживающийся на людях и их слабостях.
Материалом послужила жизнь родной писателю Тулы. Исследователи установили подлинность многих людей, улиц, домов. Но это, конечно, не автобиографическое, не мемуарное произведение. Растеряева улица провинциального русского городка под пером Успенского стала центральной, главной улицей всей Российской империи 60-х годов XIX века. И все, что на ней совершается, типично для русской жизни тех лет. Успенский не писал Растеряеву улицу с натуры, но и не сгущал красок, изображая проблему русского быта, он не навязывал для нее собственных решений. Успенский был страстным искателем выхода из растеряевщины, но в 60-е годы писатель еще не знал, где искать избавления от всесильной власти ее над психикой и бытом. Поэтому в тоне его повествования преобладает удручающее, скорбное чувство, тот печальный юмор, который раскрывал трагическое падение человека. И в «Нравах Растеряевой улицы» не просто раскрыты социальные процессы, происходившие в России в первое послереформенное десятилетие, здесь с предельной наглядностью изображены все сословия, представлена основная масса народа. Так при создании коллективного портрета «растеряевцев» Успенский включил в него типичные черты конкретных представителей отдельных групп или классов. Пистолетные мастера — фабричные рабочие, вечно пьяные с горя и нищеты, представлены в виде: «растрепанной, ободранной и тощей фигуры рабочего человека, с свалявшейся войлоком бородой, в картузе, простреленном и пулей и дробью во время пробы ружья, с какими-то отчаянными порывами ежеминутно доказать, что «жизнь — копейка»…» Большую роль играет также портретное мастерство автора, умеющего в нескольких словах передать особые черты типа. Забыть индивидуальные и коллективные портреты растеряевцев Успенского невозможно. Прохор Порфирыч и «медик» Хрипушин являются звеньями, связывающими воедино канву сюжета книги. При этом в «Нравах…» нет хитро придуманной интриги, занимательного сюжета. Автор смело ломает канонические приемы беллетристики, выступает ее реформатором. Он создает новые приемы в сюжетно-композиционном построении. Также и в других произведениях этого периода Успенский не просто обличает нравы, подобно многим своим современникам-писателям, он проникает в самую суть событий и явлений. Его отличает глубина понимания социальных движений пореформенного общества, трезвый, лишенный всяческих иллюзий взгляд на человеческую натуру. Беспощадная правдивость, яркая реалистичность, порой переходящая в грубую откровенность, станут отличительной чертой всего творческого пути Успенского. Способность ясно видеть, отчетливо понимать и глубоко переживать все, что происходит вокруг, стремление понять и осмыслить суть явлений и их причины сформировали миропонимание писателя и его подход к писательской деятельности.

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое все более и более усиливаясь. В 1892 году писатель был помещен в больницу для душевнобольных, где и провел последние годы своей жизни. Умер Успенский от паралича сердца в 24 марта 1902 года. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.