Бетховен на все времена (к 250 – летию композитора)

   Людвиг Ван Бетховен — немецкий пианист и композитор. Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, даёт надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.


   Родился Людвиг Бетховен в немецком городе Бонн. Детство его было скорее несчастным, чем счастливым. Денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке. Она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина.
   Творческие наклонности проявились у мальчика в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. Чтобы понять, насколько сын музыкально одарён, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Уже в 6 лет Людвиг выступил с концертом в Кёльне.


   Природа дала этому ребёнку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешённости от внешнего мира.
   В 1787 году юноша приехал в Вену. Там он познакомился со своим кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришёл в полный восторг, и сказал, что вскоре его имя будет знать весь мир.
   Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795 году он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств.


   Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус (шум в ушах), постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.
   Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вёл себя так, чтобы окружающие не заподозрили о его глухоте. Бетховен часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро.
   В 1814 году Людвиг глохнет окончательно. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки Бетховен зажимал зубами, а второй устанавливал на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствовал, как звучит инструмент. Таким образом было написано немало гениальных шедевров — 9 симфония (1824), месса ре мажор (1719-1823), увертюра «Освещение дома» (1822), 33 вариации на вальс Диабелли (1823).

   Людвиг Ван Бетховен (Beethoven) принадлежит к тем немногочисленным творцам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. Произведения его стали драгоценным достоянием всего человечества. Их играют повсюду и любят в любой стране.