Л.Н. Толстой и его «Азбука»

  Льва Николаевича Толстого все мы знаем в первую очередь как классика русской литературы. Однако детишкам из крестьянских семей он был известен прежде всего как автор «Азбуки», по которой они учились в школе.


  В своём имении Толстой организовал школу для детей крестьян, в которой занятия были бесплатными и не было телесных наказаний. Не было также и домашних заданий, а уроки проходили весело, в непринуждённой обстановке, порою даже в форме игр.
  В Яснополянской школе обучали письму, чтению и счёту. Были занятия по истории, пению, рисованию. Рассаживались дети, как хотели, учителя могли спросить о чём угодно и в любой момент, так что порою урок превращался в беседу обо всём.
  Во время перемен Лев Николаевич рассказывал ребятам интересные истории, демонстрировал физические упражнения. Летом после занятий играл с малышами в городки, а зимой катался с горки на санках.
  Детских книг, а тем более учебников в ту пору недоставало, поэтому писатель решил самостоятельно восполнить пробелы образования и засел за составление «Азбуки». Основой учебника стали короткие рассказы, написанные или переработанные Толстым.
  «Азбука» в первой редакции состояла из букваря и четырёх частей, куда входили тексты для русского и славянского чтения, а также задания по арифметике. Лев Николаевич включал в свой учебник не только образцы различных жанров русского народного творчества, но и сюжеты из греческой и восточной литературы.
  Лишь только книга была опубликована, она вызвала споры в педагогической среде. Главным противником «Азбуки» стало Министерство просвещения: по мнению чиновников, учебник следовало доработать и Толстой с усердием занялся новой редакцией книги, в результате чего появилась «Новая азбука».
  В этом учебнике Лев Николаевич помимо рассказов, басен и сказок большое внимание уделяет пословицам. Их он обрабатывает настолько, что получаются небольшие миниатюры, объясняющие смысл народного изречения. Более того, в стиле народных он придумывает и собственные пословицы, а также пишет новые рассказы, отличительными особенностями которых становятся простота и выразительность, содержательность и доступность. «Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно», — утверждал писатель.
  Как педагогическое пособие «Новая азбука» не только учила русскому языку и художественному вкусу, но и вводила ребёнка в окружающий мир, знакомила с жизнью природы и способствовала нравственному развитию.
  Кроме того, новый учебник был разбит на возрастные категории, каждой из которых были положены определённого размеры тексты и предложения: чем старше ученик, тем сложнее для него рассказ.
  Для самых маленьких были предусмотрены очень короткие предложения, в которых содержались либо полезные советы, либо необходимые сведения: «Небо выше, море ниже», «Люби Ваня Машу».
  Основной мыслью рассказов являются принципы христианской морали: уважай старших, люби трудиться, делай добрые дела.
  В отличие от первой редакции, эта «Азбука» была воспринята благосклонно и рекомендована для изучения в школах.
  Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, а его “Азбука”– это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.