Мир взрослых глазами ребенка.

  65 лет назад советская писательница Вера Панова, обладательница нескольких сталинских премий в области литературы, написала повесть «Ясный берег», в которой  эпизодическим персонажем выступил маленький мальчик Серёжа Лавров. А спустя несколько лет Серёжа стал главным действующим лицом одноименной повести.
Страна шагнула в период оттепели, и писатели получили большую свободу в рассуждениях на внутриличностные и внутрисемейные темы.

Повесть «Серёжа» открыла читателям всю многоликую, полную противоречивых переживаний и вопросов детскую душу. До Веры Пановой никто не задавался целью посвятить проблеме становления личности ребенка целую повесть, поэтому эта книга стала своего рода открытием для литературы того периода.

В чем сила, очарование этого произведения? Ответ однозначен – в способности автора поразительно тонко чувствовать душу маленького человечка и мастерски передавать непосредственное, детское видение мира в диалогах, поступках и рассуждениях главного героя книги – мальчика Серёжи.
Это не просто повесть о судьбе одного мальчика, а психологическая картина всего того, что происходит в душе ребенка. Удивительно тонко и характерно Вера
Панова передает детские мысли, действия, так иногда не понятные взрослым. Это книга, которая позволит взрослым вспомнить собственные детские ощущения, услышать маленького человека с его радостями и горестями, победами и поражениями, открытиями и достижениями. Все это помнится! И обиды, когда тебя ни за что ни про что дразнят жадиной, и неумение постоять за себя, и непонятные объяснения взрослых, которые не прояснить никакими наводящими вопросами, и ценность коробок, и гордость за папу, и
беспомощная жалость, когда не можешь помочь, и радость открытий. Их у Серёжи, как у каждого ребенка, чрезвычайно много, можно сказать, что они происходят ежеминутно. Ведь столько сил нужно, чтобы их усвоить!


«От всего, что приходится увидеть и испытать за день, Сережа очень устает. К вечеру он совсем изнемогает: еле ворочается у него язык; глаза закатываются, как у птицы. Ему моют руки и ноги, сменяют рубашку,— он в этом не участвует, его завод кончился, как у часов».Страница за страницей Вера Панова раскрывает нам детское познание мира: что такое смерть и старость, почему люди попадают в тюрьму и есть ли жизнь на Марсе… И как точно автор дает нам понять, что мы не знаем, не чувствуем широту детской мысли, потому что им «хочется с кем-нибудь ею поделиться, но не с каждым поделишься — не поймут, чего доброго; они часто не понимают».
Очень интересно Панова рассказывает о семье Сережи: о жизни семьи и в будни, и в праздники, об отношениях между ее членами, а главное — об отношениях мальчика с отцом, пусть даже не родным. Мама у Сережи — учительница, но самому ему в школу еще рано. А папу убили на войне. В гости к ним ходит человек, про которого мама однажды скажет: «Сереженька, он теперь будет жить с нами. Он будет твой папа». Ведь мальчик даже не знал, что такое отец. «Под словом «папа» Сереже представлялось что-то чужое, невиданное». Ребенка в этом случае волнует, как новый папа будет относиться к нему. Каждый диалог Сережи с новым отцом показывает нам, как рос авторитет Коростелева в глазах
Сережи. Даже мама не всегда понимала Сережу так, как его понимал Коростелев — с ним ничего не страшно, с ним надежно, спокойно, с ним всегда можно договориться, и он всегда поймет, почувствует, будет рядом, когда тяжело, по-мужски поддержит. Счастье Сережи в том, что рядом с ним оказался такой человек, как Коростелев, доброту и благородство души
которого сумело распознать детское чуткое сердце.
При чтении произведения все больше понимаешь, что дети все время наблюдают за нами, взрослыми, и делают свои выводы. Они тонко чувствуют лживость, хамство, нечестность, несправедливость.
Повесть «Серёжа» Веры Пановой уникальна. Уникальна не только талантом автора, но и тем, что ее интересно и полезно прочесть и старшему, и младшему поколению. Детям будут понятны и близки чувства и мысли маленького мальчика, его радости и волнения. Для взрослых эта книга – самый настоящий путь к пониманию детской души. Ситуации, происходящие в жизни ее героев, не потеряли своей актуальности. Это прекрасная возможность для родителей посмотреть на происходящее глазами их детей, понять мысли и чувства маленького человека, научиться уважать его желания и поступки.
Книга учит родителей не просто любить своих детей, прислушиваться к ним, а уважать их. Прочитав эту книгу, родители смогут лучше понять своих детей, взглянуть на себя их глазами.
К.И. Чуковский писал: «Дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична. Дивная соразмерность частей, подчиненность всех образов и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской прозе»…» И в своей знаменитой работе-исследовании о становлении детской речи «От двух до пяти» (к которой до сих пор обращаются детские психологи, логопеды, воспитатели), Корней Иванович неоднократно приводит отрывки из этой повести как пример детской логики и мотивации поступков. В 1960 году был снят одноименный фильм по сценарию В. Пановой совместно с режиссерами Г.Н. Данелия и И.В. Таланкиным. Фильм «Серёжа» имел оглушительный успех и получил Большой приз на 12-м Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1960 году.
Если присмотреться, то можно уловить в книге еще одну важную мысль: ребенок – это существо, еще не утратившее драгоценную чистоту души, способность отличать истину от лицемерия и мужество называть вещи своими именами. Очень ярко и комично писательница передает это в знаменитом диалоге Серёжи с дядей Петей: Однажды, сидя на террасе с мамой, – Коростелёва не было, – дядя Петя подозвал Серёжу и дал ему конфету, большую и редкую – «Мишка косолапый». Серёжа вежливо сказал: «Спасибо», развернул бумажку, а в ней ничего – пустышка. Серёже стало совестно – за себя, что поверил, и за дядю Петю, что тот обманул. Серёжа увидел, что и маме совестно, она тоже поверила…– Гы-гы-гы-гы! – засмеялся дядя Петя. Серёжа сказал не сердито, с сожалением:– Дядя Петя, ты дурак.
Может быть, нам взрослым, стоит чаще прислушиваться к тому, что говорят наши дети?