«Унесённые ветром необъявленной войны» (онлайн – урок)

1 сентября – это день, которого ребята ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь. В 2004 году жители города Беслан тоже готовились к празднику.
В тот день светило солнце жарко
И осень шелестела за окном.
День знаний начинался радостно и ярко,
Но стал для тысяч самым чёрным днём
Торжественная линейка по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе №1 североосетинского города Беслан должна была только начаться. На площади перед школой собралось много народа – нарядные школьники, их родные и учителя. То, что происходило потом вначале восприняли как дурной розыгрыш. Кто-то подумал, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием уже били стекла первого этажа, чтобы загнать в школу больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Тогда появились и первые жертвы. Три дня маленький город Беслан, о котором сегодня знает весь мир, напоминал большую пороховую бочку. Три дня все жители города проводили на улице, в страхе за своих близких. Беслан стал чёрным от горя. Бандиты не случайно выбрали именно эту школу, они знали, что в старейшей и очень престижной школе учились более тысячи детей, а значит, на линейке будут присутствовать около 2000 человек. Ведь по национальной традиции детей провожают в школу не только родители, но и многочисленные родственники! Их расчёты оправдались: только детей дошкольного возраста было около 130 человек, самой младшей из них Алине Сулеймановой было 5 месяцев.


54 часа террористы удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, угрожали и, расстреливали одних, чтобы запугать других. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел – кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно. В случае штурма боевики угрожали взорвать школу.
На второй день террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.

Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Террористы растянули бомбы по спортивному залу и прикрепили к стене на скотче. Когда скотч оторвался, раздались несколько взрывов. С этих взрывов и начался вынужденный штурм. Часть террористов отстреливалась, другая добивала из автоматов оставшихся лежать в спортивном зале заложников. Такой короткий промежуток от счастья и праздника к своей гибели.

По официальным данным погибло 334 человека, из них 186 детей, 17 учителей, 118 родственников, гостей и друзей погибших, 13 бойцов спецназа, свыше 700 человек ранены. В 40-тысячном городе трагедия коснулась каждой семьи — и заставила рыдать весь мир.

Чернеет школа, как немой свидетель.
Среди тяжелой мертвой тишины.
Три дня в ней гибли взрослые и дети.
Теперь же в ней игрушки и цветы.
Не примет она больше первоклашек.
Не прозвучит прощальный в ней звонок.
Кровавый, самый длинный, самый страшный,
она дала последний свой урок…

Много лет полуразрушенная школа стояла заброшенной. Лишь в 2012 году территорию очистили, окружив колоннами место гибели сотен людей. В спортзале с сохранившимися следами от пуль развешаны фотографии погибших детей, в зале лежат живые цветы и стоят бутылки с водой (в дни трагедии было жарко, и дети падали в обморок от жажды). Каждый год 3 сентября возле школы проходит траурная линейка и молебен на мемориальном кладбище «Город ангелов». Люди приходят, чтобы зажечь свечу и вспомнить своих близких. Но немало бывших заложников так и не смогли больше переступить этот порог.


Мы не можем изменить прошлое, не можем вернуть жизни погибших, но можем помочь тем, кто сейчас в этом нуждается. Мы все сможем сплотиться для того, чтобы сказать НЕТ террору.