«Ему судьба готовила путь славный…» (к 185-летию Добролюбова Н.А.)
Добролюбов Николай Александрович (5 февраля 1836 — 30 ноября 1861)-
знаменитый русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, поэт, философ, прозаик, теоретик педагогики, революционный демократ.
Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю — 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника в Нижнем Новгороде. Безграничную привязанность Николай Добролюбов питал только к матери — доброй, приветливой, умной и благородной: «От нее, — писал Добролюбов в своем дневнике вскоре после смерти матери, — получил я свои лучшие качества; с ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал». К отцу относился отчужденно, но с уважением и почтительностью. Уже в три года Николай Добролюбов прекрасно декламировал многие басни И.А. Крылова. Когда Николаю исполнилось 8 лет, его образованием занялся семинарист философского класса М.А. Костров, который отказался от стандартного зазубривания и старался развивать мыслительные способности ученика. Когда 11-летнего Николая Добролюбова отдали в старший класс духовного училища, он всех поразил осмысленностью ответов и начитанностью. Через год он перешел в семинарию, где также оказался сразу среди первых учеников, несмотря на то, что большинство из них были старше Николая на 4-5 лет. Сочинения семинариста Добролюбова занимали 30, 40, а иногда и 100 листов. Особенно объемны были его сочинения на философские темы и по русской церковной истории.
В 1853 приехал в Петербург, где в 1857 окончил Главный педагогический институт. В институте был главой оппозиционного студенческого кружка, в 1855 выпускал нелегальную рукописную газету «Слухи». В 1856 Николай Добролюбов познакомился с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым и вскоре стал сотрудничать в журнале «Современник» в качестве редактора критико-библиографического отдела. В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела «Современника» «Свисток», печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859 одновременно с работой в «Современнике» печатался в «Журнале для воспитания».
Среди произведений Николая Александровича Добролюбова — стихи, фельетоны, стихотворные пародии, публицистика на литературные, философские и исторические темы: «На 50-летний юбилей Н.И. Греча» (1854; стихотворение), «Ода на смерть Николая I» (1855; стихотворение), «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858; статья), «Первые годы царствования Петра Великого» (1858; статья), «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» (1858; статья), «Литературные мелочи прошлого года» (1859; статья), «Что такое обломовщина?» (1859; статья о романе И.А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» (1859; статья о пьесах А.Н. Островского), «Луч света в темном царстве» и другие.
В мае 1860 Николай Добролюбов по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулеза. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но вылечить туберкулез не удалось.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. Поездка за границу не облегчила болезни.
В сентябре 1861 года в «Современнике» была опубликована его последняя статья «Забитые люди», посвященная творчеству Ф.М. Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники.
«С начала 1856 года, — говорил Чернышевский, — не проходило ни одного месяца без того, чтобы… мы настойчиво не убеждали его работать меньше, беречь себя… Иногда обещался он отдохнуть, но никогда не в силах был удержаться от страстного труда. Да и мог ли он беречь себя? Он чувствовал, что его труды могущественно ускоряют ход нашего развития, и он торопил, торопил время…»
В последние месяцы жизни им был написан цикл исповедальных лирических стихотворений.
…Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю
Верно буду я известен…
Умер Добролюбов в Петербурге 29 ноября 1861 года. Ему было 25 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге, рядом с могилой Белинского.
«Этот гениальный юноша 19 века так круто и стремительно набрал высоту, что за несколько лет сделал больше, чем другие за десятилетия. Он успел «составить себе всероссийское имя, потрясти сердца современников, переделать тысячи умов, вписать свое имя бессмертными штрихами в историю своей родины… Добролюбов не будет забыт никогда, пока звучит где-нибудь русская речь»
(А. В. Луначарский)