Знакомьтесь: Врубель М.А.
Михаил Александрович Врубель принадлежит к числу выдающихся деятелей русской культуры. Гениальный художник, творческое наследие которого составляет гордость отечественного изобразительного искусства, он был необычен, своеобразен. Врубель творил новые формы живописи, создавал новые краски, ритмы, которые впоследствии вдохновляли многих художников. На протяжении всего творческого пути художником владело страстное желание сделать душу человека красивой, наполненной волшебством и одухотворёнными образами.
М. А. Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске.
Его отец был строевым офицером, участником Крымской кампании, впоследствии ставшим военным юристом.
Из-за службы отца семья Врубелей постоянно переезжала, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге.
В 1874 году Михаил Врубель, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно посещал вечерние классы Академии художеств.
В 1879 году Врубель окончил университет с золотой медалью, после чего отбывал воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Осенью 1880 года был зачислен вольнослушателем в Академию художеств. Среди академических рисунков Врубеля выделяются акварели «Обручение Марии с Иосифом» (1881) и «Натурщица в обстановке Ренессанса» (1883).
В 1884 году Михаил Врубель оставил академию и по предложению известного искусствоведа Адриана Прахова уехал в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.
Для написания иконостаса Врубель совершил путешествие в Венецию (1884-1885). Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, художник за год создал для Кирилловской церкви композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах и «Оплакивание» в нише притвора, изображения пророка Моисея и «Ангелов с лабарумами» (три ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). Врубель также дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора в Киеве. Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов «Надгробный плач» и «Воскресение») не были воплощены.
В 1889 году художник переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом Саввой Мамонтовым и стал участником абрамцевского художественного кружка. В этот период Врубелем были созданы панно «Венеция» (1893), станковые произведения «Испания» (около 1894) и «Гадалка» (1895). Он участвовал в оформлении опер композитора Николая Римского-Корсакова «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), поставленных в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Им были созданы эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской — «Египтянка», «Мизгирь», «Купава» (1899‒1900). Врубель также выступил в роли архитектора в проекте фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891).
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона.
В «Демоне» (1890, Третьяковская галерея) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-1891, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания) Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры – всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным» (1902, Третьяковская галерея).
Врубель также работал как иллюстратор произведений Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Иоганна Гете, Анатоля Франса, русского былинного эпоса и древней мифологии.
В 1900-е годы творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью, и в 1906 ослеп).
Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: «Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».
«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».