Забытый классик: А. Ф. Писемский
23 марта – 200 лет со дня рождения русского прозаика, драматурга Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881)
Произведения этого писателя не входят в школьную программу. Хотя и в наше время найдутся поклонники его творчества, однако он не пользуется широкой популярностью. А ведь в XIX веке этот писатель входил в когорту лучших представителей русской литературы.
Родился А.Ф. Писемский в Костромской губернии в семье, имевшей древнюю дворянскую родословную. Одним из знаменитых предков Писемского был святой, прославленный Церковью, преподобный Макарий Желтоводский. У родителей Феофилакта Гавриловича и Евдокии Алексеевны было десять детей, но из всех выжил лишь Алеша. Свое детство Писемский описал в романе «Люди сороковых годов».
Алексей обучался в Костромской гимназии, здесь ощупью, стихийно начал идти по главному поприщу своей жизни – впервые стал писать. Первые повести были написаны под влияниям прочитанных книг.
В 1844 году он окончил математическое отделение Московского университета. Главное, что он вынес из университета, были не математические знания, а в первую очередь «увлечение Белинским, Гоголем и Жорж Санд».
Вернувшись в родные места, работал в палате государственных имуществ в Костроме, а позже в Москве. Служба позволила ему во всех подробностях узнать быт чиновников и служебную сферу и дала неоценимый материал для творчества.
В 1848 году Писемский дебютировал с рассказом «Нина», еще через два года в журнале «Москвитянин» вышла повесть «Тюфяк», которая принесла начинающему писателю громкую известность.
«Тут била прямо в глаза русская мещанская жизнь, вышедшая на Божий свет, торжествующая и как бы гордящаяся своей открытой дикостью, своим самостоятельным безобразием», — отзывался об этих произведениях Павел Анненков.
Основные черты характера Писемского, правдивость и искренность, стали первостепенным достоинством его дарования. Любовь Писемского к родной земле, ко всему русскому неизменно отражалась в его произведениях. В изображении русского мужика, в передаче народной речи Алексей Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был.
Писатель был далек от малейшей идеализации народа, правда мужицкой жизни показана им без прикрас. Писемский описывает не только конфликтные ситуации между помещиком и мужиком, но и между самими мужиками.
Самый известный роман писателя «Тысяча душ» (1858) по мнению критиков, предвосхитил идею «Преступления и наказания», и открыл «в русской литературе галерею героев, перешагивающих через собственную совесть, совершающих изначальное зло ради будущего добра». Роман «Взбаламученное море» (1863) показывает деятельность революционеров как плод дворянской праздности. В романе представители различных общественных сил борются друг с другом во время проведения крестьянской реформы. Симпатии автора за сторонниками русской национальной самобытности, которые сохранили здравый смысл в противоречивой действительности шестидесятых. Роман, как и многие другие произведения автора, был переведен на ряд европейских языков.
В 1860 году Писемский получает Уваровскую премию Академии наук за опубликованную годом назад драму «Горькая судьбина». Вместе с ним этой премией награждается А. Островский за драму «Гроза».
В личной жизни по воспоминаниям современников, Писемский «был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всем сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный». Скончался Алексей Феофилактович 21 января 1881 года.
Алексей Писемский — писатель могучего таланта, произведения которого занимают одно из первых мест в русской прозе XIX в. и без которых немыслима история русской драматургии. Самостоятельность творческой позиции Писемского, его внутренняя независимость и масштабность художественного мышления заставляют считать Писемского «непризнанным классиком» нашей литературы. Его творческое наследие анализировалось несравненно меньше, чем творчество Л.И. Герцена или И А. Гончарова, а тем более, Ф.М. Достоевского или Л.Н. Толстого, и ждет своего дальнейшего изучения.