Евгений Монин: честность в жизни и искусстве
Каждый художник, создающий иллюстрации к детским книгам, приходит к ребенку добрым волшебником, которому все подвластно: взмах кисти — и вот уже повержены злодеи, еще взмах — из-за туч выглядывает солнце, еще — и друзья встречаются, чтобы никогда не расставаться. Иногда волшебниками рождаются. И вот однажды, в 1931 году, в Харькове, родился такой обыкновенный волшебник -Евгений Григорьевич Монин.
Он с самого раннего детства проявлял интерес к рисованию. «Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы. Стены были белыми, я на них рисовал карандашом. Причем были изрисованы животными, которых я отродясь не видел, — слонами, носорогами», — вспоминал художник. Тогда еще никто не мог предположить, что мальчик уже определился с выбором профессии и рисование станет делом всей его жизни. Женя пошел учиться в Московскую художественную школу, затем поступил в архитектурный институт.
Дебют Монина в книжной иллюстрации состоялся, когда он еще был студентом: в Киеве вышла книжка «Паук Ананзе» (народные африканские сказки на украинском языке). И уже по этой первой, достаточно простенькой и неприметной книжечке было понятно, что появился прекрасный художник-иллюстратор. И время лишь подтвердило это.
В общей сложности художник проиллюстрировал более 200 книг. Это и сказки братьев Гримм, и стихотворения С. Маршака, поэзия польского поэта Юлиана Тувима, и сказки многих народов мира. Более 20 книг с иллюстрациями художника отмечены дипломами и призами всесоюзных и всероссийских конкурсов детской книги, среди которых специальный диплом «За выдающиеся достижения в иллюстрировании книг» за цикл иллюстраций к «Итальянским сказкам», а также серебряная медаль Российской академии художеств за иллюстрации к сборнику «Английские сказки».
Монин признавался, что хороший текст вдохновляет его больше чем поездки и путешествия, больше чем что бы то ни было. «…Хороший текст сразу становится твоим, как только ты его прочитал, как только ты видишь фразу и понимаешь, что тут ты можешь сделать. И, кроме того, это начинает тебя мучить и отпускает только тогда, когда ты находишь какое-то образное решение», — делился своим ощущением художник. Неслучайно в его послужном списке нет ни одного «проходного» автора — сплошная классика детской литературы. А может, это иллюстрации Монина сразу превращали любой текст в классический.
Каждый штрих в работах мастера указывал на самобытность, чувство юмора, глубину мысли и, при этом, удивительную достоверность. Иллюстрациям Монина сложно было не верить. Сказочные персонажи, природа и дома будто оживали на полотнах. Евгений Григорьевич заставлял статичные элементы “дышать”, за счет чего даже черно-белые зарисовки казались яркими, а застывшие на бумаге фигуры поражали не только многогранностью воображения, но и точностью передачи жанровых красок, аксессуаров, фактур, архитектурных элементов и костюмов. Но не только любовь к деталям являлась характерной чертой мастера. Монину удавалось в сдержанных, монотонных работах показать радугу характеров, фонтан настроений. За скромной иллюстрацией скрывалась яркая история и остроумный натюрморт человеческих качеств.
Работы Евгения Монина можно увидеть не только в книгах. Они представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Среднесловацкой картинной галерее.
Евгений Монин — волшебник. Он создал свой мир- мир великанов и чудаков, благородных кавалеров и отважных разбойников, угловатых, тонких, смешных, долговязых, стремительных, — таких, как он сам.