Самая маленькая «трагедия» в русской литературе

 

Всем с детства известно стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять»
Сколько раз вы слышали этот незатейливый стишок? А сколько раз сами в детских играх «рассчитывались» именно по нему? Тем удивительнее, что имя автора этой бессмертной оды невинно убиенному зайчику практически никому не известно. Так вот написано это стихотворение Фёдором Богдановичем Миллером в 1851 году.

Федор Миллер, «папа» самого известного зайчика русской литературы, родился в Москве, в немецкой семье. Кем только он не работал: фармацевтом, переводчиком, преподавателем… Чуть позже Федор Миллер обретает другие имена — Гиацинт Тюльпанов и Заноза — и любимое дело. Именно под этими псевдонимами он до конца своей жизни писал в собственный юмористический еженедельник «Развлечение». О популярности издания можно судить по авторам, где среди прочих — Владимир Даль, Антон Чехов, Борис Алмазов.

При жизни Миллера было издано собрание его сочинений в 6 томах — стихотворения, басни, былины, переводы. В одном из томов напечатали детские стихи, в том числе стихотворение про зайчика. Это была целая серия — «Подписи к картинкам». Стихи простые, но занятные.

Миллер причудливо переплел веселые истории с поистине жуткими. Например, дети-шалуны в стихотворении «Вот идет старик седой…» идут на корм рыбам в мешке, а мрачный аист читает им краткую нотацию, похожую на мораль классической басни. Вот и самого известного зайчика в России ни за что, ни про что охотник попросту убивает…

Как же получилось, что маленький стих про трагически погибшего зайчика дошёл до наших дней и сохранил в веках имя автора, а другие стихотворения Миллера канули в историю? Всё просто. Стихотворение про «ушастого» за 170 лет стало фольклором и передавалось из уст в уста как детская потешка. Малышей ею развлекали не только наши бабушки и дедушки, но и уже мы сами. Малышня пищит от восторга, стишок им нравится. Фольклор не умирает.
Но читатели разных поколений не смогли смириться с таким печальным финалом детского стишка и начали сами додумывать истории более жизнеутверждающий конец: зайчик и попросту оживает, и крадет рукавицы в больнице, и отказывается лечиться — в общем, активно живет и даже вредничает!
Народное творчество переписало строчки Миллера:

Впрочем, это не единственные варианты оживления героя.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение, которому, на минуточку,-170 лет и просто улыбнёмся, осознавая, как много можно «извлечь» из обычного детского стишка, вошедшего в фольклор. Интересно, а как бы к этому отнесся Федор Миллер?