Уроки Мойдодыра
«Мойдодыру» почти 100 лет. Как рассказывал сам Корней Чуковский, сказку он написал в 1921 году. Книга вышла в конце 1922 года в петроградском издательстве «Радуга». На титульном листе обозначен 1923 год. В наше время делаются попытки переосмысления этой сказки, в частности «Мойдодыра» упрекают в агрессивности к ребёнку. Однако, давайте вспомним культурно-исторический контекст, в котором эта сказка появилась.
В 1920-е годы, в разгар пандемии испанского гриппа и холеры, в стране был страшный дефицит средств гигиены, горячей воды, чистого белья. Во время гражданской войны на фронте от инфекций умирает едва ли не больше солдат, чем от боевых действий. Не хватает госпиталей, и тяжелобольных солдат отправляют домой, а вместе с ними едут тиф и дифтерия. И повсеместно нет никакой «культуры быта»: к идее чистоты, «мылу душистому и полотенцу пушистому» в народе относятся с подозрением и недоверием, как к атрибутам враждебных «чистых» сословий.
Кроме того, рассказы о микробах — маленьких существах, способных в короткий срок заразить и убить миллионы, — казались слишком фантастическими. Как может обладать такой силой то, что не видно глазу?!
Вот фон, на котором появляется и в самом деле милитаризированный образ грозного полководца Мойдодыра. Но его армия воюет не с маленьким ребёнком, а с плачевным состоянием быта в России 1920-х годов. Ведь кусок мыла, горячая вода, чистое полотенце не были похожи на оружие, которым можно победить болезни и смерть. Обществу просто необходимо было напомнить о чистоте и гигиене.
Именно это и делает Корней Чуковский. Он просвещает детей, учит, наставляет. Но вместе с назиданием в его текстах присутствуют волшебство и фантастика.
Рассказ ведется от лица маленького мальчика, которого внезапно бросают все вещи. Одеяло, подушка и даже чайник пускаются в бега из-за неряшливости и пренебрежения умыванием.
Появившись из маминой спальни, говорящий умывальник по имени Мойдодыр рассказывает ребенку: причиной побега вещей стало то, что он – грязнуля. Персонаж грубо втолковывает правила гигиены и упрекает ребенка в предательстве верных брюк. Мойдодыр решает навести порядок и призывает мочалки, щетки и мыло на помощь.
Малыш пускается наутек. Завидев крокодила, он спешит к нему, но зверь грозится съесть мальчонку, если тот не умоется, поэтому паренек спешит назад, к Мойдодыру.
После банных процедур вещи возвращаются к хозяину. Финалом произведения становится гимн чистоте.
В комментариях Чуковский говорил, что не преследует в своих произведениях никаких глобальных целей за исключением привития детям банальных правил поведения. «Мойдодыр» стал призывом к чистоте и личной гигиене. В стране, провозглашавшей конкретные стандарты жизни советского человека, нормы внешнего вида играли немаловажную роль. Поэтому вклад Чуковского в воспитание нескольких поколений сложно преувеличить.
В наше время Чуковского почему-то принято упрекать в излишней жестокости. Вот, мол, одно имя чего стоит — «Мой-до-дыр»! Зачем же до дыр? В самом деле, сказки у Чуковского страшноватые. Но абсолютно в традиции фольклора, причём не только русского. Какие ужасы рассказывают малышам и Братья Гримм, и Перро, и даже Андерсен. А что уж говорить о людоедских притчах Востока! Ну а по сравнению с разнообразной современной продукцией для детей стихи Корнея Ивановича — верх добродушия.
Мало того, в сказках Чуковского всё непременно хорошо заканчивается — у него даже поверженный злодей, как правило, не погибает (ну разве только если он – мерзкое рыжее усатое насекомое или мохнатое паукообразное!). Даже укравший солнце крокодил, видимо, уползает обратно в озеро — помятый медведем, но живой!
Популярность К.И. Чуковского велика. По сей день автор остается самым издаваемым писателем для детей. По статистике, за 2020 год общий тираж книг с его сказками составил более 2 млн. экземпляров. История, описанная в «Мойдодыре», с детства знакома многим и разобрана на цитаты. Герои стихотворных повестей Корнея Ивановича давно стали брендом, а в московском парке Сокольники установлен памятник Мойдодыру.
Читайте хорошие книги!