Мир искусства в юбилейных датах: Леонардо да Винчи

 

Леонардо да Винчи — величайший итальянский художник эпохи Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства.
Он был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми занимался. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – всё это Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года на окраине городка Винчи, около Флоренции. Он был сыном нотариуса Пьеро Винчи и простой крестьянской женщины Катерины. Первые 3 года жизни ребенок прожил с мамой, а затем отец забрал малыша к себе и занялся воспитанием первенца самостоятельно. Попытки отца привлечь сына к нотариальному ремеслу не увенчались успехом. Леонардо абсолютно не интересовали тонкости юриспруденции, напротив, у мальчика рано проявились способности к искусству. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки и стал работать самостоятельно. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места и он отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность.
В Милане Леонардо начинает своё инженерное «творчество». Он работает военным инженером, архитектором и гидротехником. Именно к этому периоду жизни относятся его многочисленные зарисовки по механике и инженерным сооружениям. Своим гением Леонардо охватил практически все сферы науки того времени — ко всему он подходил с присущим ему креативным подходом и особым видением механизмов. Опередив своё время, да Винчи подробнейшим образом описал конструкцию подводной лодки и парашюта, бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка. Примерами инженерного гения Леонардо стали: шагомер и одомер (аппарат для измерения расстояния, пройденного экипажем); токарный станок, оснащённый маховым колесом для мерного вращения; крыльчатки для предотвращения горения мяса на вертеле; устройство подачи бумаги в печатном станке и многое другое.

Исследуя человеческие возможности, Леонардо ввёл ряд полезных и действенных изобретений, которые актуальны и по сей день. К таким изобретениям относилось и управление движением головы пилота хвостовым оперением — в наши дни именно таким способом военные вертолёты наводят на цель ствольное оружие. Складывающиеся лестницы в лётных аппаратах — не что иное как современные шасси, а про особую форму корпуса аппарата в виде подлодки и упоминать не стоит. Он продумал сущность шарикового подшипника, дошёл до идеи аппаратов преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, создал роликовую цепь, которую в наши дни мы можем наблюдать в велосипедах и мотоциклах. Предвосхищая открытия Ньютона и Бернулли, да Винчи занимался вопросами гидравлики и пытался создать вакуум в перевёрнутых колбах, помещённых в ёмкости с водой. К тому же Леонардо давал и практические советы по возведению дамб и укреплению берегов рек. Леонардо да Винчи активно изучал строение человеческого тела и даже практиковал анатомирование. Среди его эскизов огромное количество рисунков изображают строение мышц, костей, внутренних органов. В сфере ботаники Леонардо также отличился удивительной точностью изображений — его эскизы смело можно печатать в специализированных учебниках.
Несмотря на «мирные» изобретения Леонардо да Винчи занимается и разработкой оружия. Его конструкции катапульт и крепостных арбалетов замечательны, однако уже в те годы активно используется порох, поэтому требовалось создать нечто принципиально новое. Изобретатель занимается укреплениями крепостных стен с орудийными площадками, создаёт орудия, зарядить которые следует с казённой части, разрывные бомбы, удлинённые снаряды с пороховым ускорителем. В его чертежах есть и более глобальные «машины для убийств», например бронированная машина, снабжённая артиллерией, и подводная мина, помещать которую следовало бы в днище подводной лодки. Использовалась такая подводная мина лишь в 1860-е года в Америке во время войны между Югом и Севером.

Современники не ценили его работы, а сам он не пытался хоть как-то разрекламировать себя. Не только спустя несколько столетий, но и в наши дни люди изучают работы да Винчи, восхищаясь тем, какое количество его изобретений и задумок остаётся актуально и по сей день… а возможно, даже опережая и наше время.
Но основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Наиболее известные картины Леонардо да Винчи представляют огромную ценность для мирового культурного наследия. Среди них особенно выделяются:

«Мадонна Бенуа» (1480)

Одна из первых работ да Винчи в качестве самостоятельного художника. Картина послужила источником вдохновения для создания десятков подобных работ последователей, в том числе кисти великого Рафаэля.

«Мадонна в гроте» (1486)

Яркий образец разработанного Леонардо художественного приема сфумато. Мастеру удалось совместить в композиции покой и безмятежность основных действующих лиц с контрастным пейзажным фоном.

«Дама с горностаем» (1490)

Картина со сложной символикой и новаторским для тех времен изображением героини не в профиль, а с поворотом тела на три четверти. На полотне изображена красавица Чечилия Галлерани (Cecilia Gallerani), которая была в то время фавориткой герцога Людовика Моро, который оставался правителем Милана до 1500 года.

«Спаситель мира» (1500)

Картина, ставшая самым дорогим произведением искусства в мире. «Спаситель мира» выставлялся на торги в 2017 году аукционным домом Christie’s и был продан в частную коллекцию за 450 миллионов долларов США.

«Мона Лиза» (1503)

Самое известное и таинственное произведение кисти великого художника. Легкая улыбка Джоконды уже более 500 лет завораживает зрителей и является источником для многочисленных трактовок истинного творческого замысла живописца.

«Иоанн Креститель» (1516)

По мнению большинства искусствоведов последняя картина да Винчи. Художник смело решился изобразить святого не изможденным аскетом, а в образе молодого красивого юноши.

Леонардо да Винчи по праву принадлежит к величайшим гениям человечества. Он создал удивительные по красоте шедевры изобразительного искусства и оставил потомкам множество интересных загадок в различных отраслях знаний.