Книжная среда обитания: литературный календарь- Вениамин Каверин
Вениамин Каверин – российский и советский писатель, прозаик и драматург. Автор приключенческого романа «Два капитана», ставшего настоящим бестселлером для молодежи СССР. Настоящее имя драматурга и прозаика – Вениамин Зильбер. Творческий псевдоним он выбрал, вдохновившись пушкинским гусаром-дуэлянтом Петром Кавериным, представленным в «Евгении Онегине» под своим именем. Судьба сложилась так, что Вениамин Александрович перенял от своего прототипа ключевые человеческие качества – откровенность и нежелание избегать острых углов.
Будущий писатель родился 19 апреля 1902 года в старинном русском городе Псков. Родители – военный капельмейстер Абель Зильбер и владелица музыкальных лавок Хана Дессон были евреями. Веня был самым младшим ребенком в семье, где подрастало две девочки и четыре мальчика. В десятилетнем возрасте Зильбер-младший стал гимназистом. Вступительные экзамены мальчику дались с трудом: прирожденный гуманитарий, он сдал арифметику только с третьей попытки. Позже юноша втянулся в учебу, и последующие шесть лет стали самыми яркими в его детских воспоминаниях.
Беззаботное детство омрачили события 1918 года, когда Псков заняли немцы. Немного отвлекаться от грустной обстановки помогала литература, после чтения которой молодежь активно дискутировала по поводу творчества Куприна, Горького, Андреева.
После окончания гимназии молодой человек уехал в Москву, поступать в университет. В 1920 году, после года обучения, Тынянов посоветовал студенту перевестись в Петербург. Вскоре юный Зильбер стал студентом Института восточных языков.
В городе на Неве Вениамин познакомился с молодыми литераторами и стал частым гостем на различных семинарах, лекциях. Все это время он понемногу сочинял, но свои творения демонстрировать не решался. Вскоре Дом литераторов объявил конкурс молодых авторов, куда начинающий писатель представил свое произведение «Одиннадцатая аксиома». Рассказ получил не только денежную премию, но и похвалу самого Максима Горького.
Первая книга талантливого писателя увидела свет в 1923 году. Это был сборник рассказов «Мастера и подмастерья», за который автор в очередной раз получил высокую оценку от Максима Горького.
Окончив институт, Вениамин не покинул его стен, оставшись работать аспирантом. В библиотеке альма-матер он изучал творчество малоизвестных отечественных авторов прошлых веков. Приобретенные познания в 1929 году помогли молодому человеку блестяще защитить кандидатскую в Институте истории искусств. Далее Каверин занялся написанием пьес, которые охотно ставили популярные театральные режиссеры. Он получал предложение о сотрудничестве и от Всеволода Мейерхольда, но был вынужден отказаться. В 1930-х годах писатель полностью переключился на романы и повести.
Приключенческий роман «Два капитана» Вениамин Каверина написал в 1938—1944 годах.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Этот девиз героев романа стал, наверное, визитной карточкой и самого писателя Вениамина Каверина. История, начавшаяся в 1930-е годы, оказалась удивительно современной и сегодня, для тех мальчишек и девчонок XXI века, что мечтают не об офисной карьере менеджера или бухгалтера, а о морях и небе, дальних странствиях и приключениях.
В романе рассказывается о жизни Александра Ивановича Григорьева из провинциального города Энска, который с честью проходит через испытания беспризорности, взросления и войны, чтобы в конце концов завоевать сердце любимой девушки и разгадать загадку, с которой оказывается тесно связана их судьба.
Роман выдержал более сотни переизданий, а автор был награждён Сталинской премией второй степени (1946). Книга была переведена на многие иностранные языки.
Роман «Два капитана» стал самым известным произведением Каверина. После публикации он был так популярен, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов — настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. На родине Каверина в городе Пскове неподалеку от Областной детской библиотеки, носящей ныне имя автора «Двух капитанов», был даже установлен памятник капитану Татаринову и Сане Григорьеву, чьей мальчишеской клятвой было: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В 1947 году Вениамин Александрович перебрался в Москву. Поселился на даче в Переделкино, где создавал трилогию «Открытая книга».
Через год роман о труде микробиологов опубликовали, читатели встретили его очень тепло. Совершенно иная реакция поступила со стороны критиков: в нескольких десятках разгромных рецензий говорилось о враждебности книги социалистической власти.
В послевоенные годы Каверин не раз обращался в своем творчестве и к детям. Серьезно работал он в жанре сказки, обратить внимание на который советовал ему еще Горький. Именно тогда, в далекие двадцатые годы, Каверин начал писать фантастическую повесть для детей. И только в конце 50-х годов она была закончена и появилась в журнале «Пионер». Это была сказка «Много хороших людей и один завистник».
Сказки Каверина выходили отдельными книгами, такие как «Сказка о Митьке и Маше…» или сказка «Летающий мальчик» или входили в состав сборников: «Три сказки» (1960), «Три сказки и еще одна» (1963), «Сказки» (1971), вошли они и в собрание сочинений писателя.
В 1981 году эти сказки вышли отдельным сборником. Они стали единой повестью «Сказки города Немухина» с иллюстрациями Георгия Юдина — такими подробными, что книга о Немухине казалась нашей первой настоящей книжкой-картинкой.
«В обычном городе Немухине творились самые фантастические дела, и в этих историях о летающих мальчиках и превращённых в статуэтку дамах полностью отразилось юношеское увлечение Каверина Гофманом. Мир Немухина не совсем современный, разве что и там едят на обед сосиски. Это застывший мир вне времён, старый, где ещё в ходу обращения «Салфет вашей милости». Ну а учительница музыки, а на самом деле фея Варвара Андреевна, которая слышит цвета и говорит с небесами, — конечно же, память об увлечённой музыкой маме. Ну и, конечно, немухинские сказки отразили вечные сомнения Каверина, его выученную убеждённость, что человек может воспитать себя в добре, вопреки любому злу. Здесь невежливый мальчик превращён феей в песочные часы и, расколдованный, уже больше никогда никого не обижал. Здесь Великий Завистник лопнул от собственной зависти. Здесь трусишка Петька прочитал много книг и трусом быть перестал.» В немухинских сказках постоянно повторяется это усилие добра, которым Каверин и запомнится нам навсегда.
В 1972-м вышел роман «Перед зеркалом», который читатели нашли невероятно искренним.
В последующие годы свет увидела повесть «Освещенные окна» и детские сказки «Песочные часы», «Немухинские музыканты», «Верлиока».
Вениаминг Каверин не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ писателя стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.
В истории русской литературы Каверин остался не только как великолепный, но и увы, недооценённый автор: все его тексты, особенно удивительная зрелая проза, не смогли выйти из тени «Двух капитанов». Да и публиковать эту взрослую прозу в 70-х годах, даже невзирая на всю прошлую неприкосновенность, он уже не мог.
Но Каверина стоит помнить и как человека, не совершившего ни единой подлости в век, когда эта подлость казалась естественной, как дыхание (в мемуарной книге «Эпилог» он немало страниц посвятил этой удивлявшей его естественности: дорогие ему люди, совершая подлости, утверждали, что «не могли» иначе). Он не отвернулся от Пастернака, выступал за публикацию «Ракового корпуса», подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля. В общем, никогда не отворачивался от чужой беды и в итоге стал невидимым для печати. И тогда нам, его читателям, сильно повезло.
«Каверин — из тех людей, кого литература сделала счастливым: он всегда увлеченно писал, всегда с удовольствием читал других». Может быть, именно эта сосредоточенная погруженность в книги, архивы, рукописи позволила ему в самые жестокие годы «оградить свое сердце от зла» и остаться верным друзьям и себе самому. И потому в собственных его сочинениях, в которых добро всегда — четко и ясно — отделено от зла, мы обнаруживаем «мир несколько книжный, но чистый и благородный» (Е. Л. Шварц).