Волшебная сила слов и поступков
Мне захотелось заронить в души детей искру честности и доброты. В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков».
В. Осеева
Валентина Александровна Осеева – советская писательница, педагог, автор детских книг о добре и справедливости. Родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.
Родители девочки принимали непосредственное участие в революционной деятельности, поэтому семье приходилось переезжать с места на место. В доме Осеевых частыми гостями были жандармы, которые устраивали внезапные обыски с целью найти запрещенную литературу.
Осеева начала обучение в гимназии Киева, но из-за очередного переезда школу пришлось оканчивать в Житомире. Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой и служить в театре. Получив школьный аттестат, она сдала вступительный экзамен в Киевский институт имени Лысенко и стала студенткой факультета драматургии. Однако, вскоре семье пришлось переехать в Москву, а затем в Солнечногорск. Девушка была вынуждена бросить театральный институт и попрощаться с мечтой детства. Дальнейшая ее биография пошла совсем по другому пути.
В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая в трудовой коммуне, Осеева поняла, что воспитывать детей нужно не нравоучительными нотациями, а силой примера. И здесь ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она превосходно владела. Долгими зимними вечерами Валентина Александровна рассказывала своим маленьким подопечным, собиравшимся у горящей печи, истории с продолжениями. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни воспитанников коммуны. Эти истории, сочиняемые тут же, на ходу, подсказывали ребятам ответы на многие волновавшие их вопросы.
В вымышленных героях дети нередко узнавали друг друга. Возможно, что именно из этих импровизаций и родились позднее те рассказы о морали, которые принесли В.А. Осеевой заслуженную известность. Её воспитанники настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывавшемся в детском доме. Рассказ назывался «Гришка», он был напечатан в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение».
Произведением, сразу привлекшим внимание читателей и критики, стал рассказ «Бабка». Его героиня – старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда вздыхает: «Обидеть – что ударить, а приласкать – надо слова искать». И только после смерти старушки родные начинают понимать, кого потеряли. Рассказ «Бабка» покоряет читателей своей теплотой, лиризмом, соединенными с глубокой моралью, вытекающей из самого содержания. Так Валентина Осеева начала свою серию «рассказов о морали», восстанавливая в советской детской литературе дидактические традиции, зачинателями которых были Лев Николаевич Толстой и Константин Дмитриевич Ушинский. Короткие и выразительные рассказы В. Осеевой все чаще стали появляться на страницах детских периодических изданий: в «Пионерской правде», «Дружных ребятах», «Мурзилке», «Затейнике» и в «Пионере», а потом их издавали отдельными сборниками. Тепло, по-дружески, вела Валентина Александровна своего маленького читателя от рассказа к рассказу, раскрывая перед ним «что такое хорошо и что такое плохо».
С 1941 года в книги Валентины Александровны приходит военная тема. Она пишет о детях, застигнутых войной и рано повзрослевших. Так, в сборнике «Будь героем», изданном в Детгизе в 1941 году среди произведений других авторов напечатан рассказ писательницы «Андрейка». В нем идет разговор о мальчишке, взвалившем на свои плечи заботу о доме вместо ушедшего на фронт старшего брата. Самым известным произведением Валентины Александровны является рассказ «Волшебное слово». Он сразу захватывает внимание маленького читателя. Таинственным кажется старичок с длинной седой бородой, со старомодным зонтиком и своим «волшебным словом». Оказывается, самое обычное, мирное слово «пожалуйста» обладает волшебной силой. И хотя рассказ написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему актуален, ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни.
Тематика детских рассказов В.А. Осеевой разнообразна. Она так же многогранна, как и сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья».
Валентина Александровна помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть злопамятными. В рассказах «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Плохой товарищ», «Тетрадки», «На катке», «Кто хозяин», «Навестила» писательница остроумно высмеивает многие отрицательные черты в поведении детей. «Что легче: лгать или говорить правду?», – спрашивает она в своих рассказах. От души посмеются маленькие читатели над болтливыми девочками из рассказа «Три сороки», над пустословами из рассказа «Время», над хвастливым зайчишкой из сказки «Заячья шапка». А потом задумаются: а нет ли и среди них подобных врунов и хвастунишек? Чтобы активизировать мысли и чувства ребенка, автор часто идет от противного, то есть показывает отрицательные примеры и вызывает их осуждение.
В. Осеева была мастером «малых форм», но в ее литературном наследии есть и большие произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии «Васек Трубачев и его товарищи», которая стала любимой книгой юных читателей. За это произведение писательница была удостоена Государственной премии. В первой книге описываются события, в общем-то, обычные, связанные с жизнью одного класса одной из подмосковных школ в мирное, предвоенное время. В повести отлично выписаны образы детей, создан точный психологический портрет каждого из героев, и перед читателем возникают лица живые и запоминающиеся. Таков активный и деятельный Васек Трубачев, с его рыжеватым чубом, выбивающимся из-под тюбетейки, аккуратный и подтянутый Саша Булгаков, неуклюжий и добродушный Федя Мазин, робкий Петя Русаков, мечтательный Сева Малютин и многие другие ученики четвертого класса «Б».
Вторая книга повести называется «Отряд Трубачева сражается». Великая Отечественная война застает ребят вдали от родного дома, на Украине, в колхозе «Червони Зирки», куда они поехали на экскурсию. Тяжелые испытания выпадают на их долю, они совершают немало подвигов: выполняют поручения партизанского штаба, расклеивают сводки о положении на фронтах. Ребята не одиноки, о них бережно заботятся, ими руководят старые и опытные подпольщики: председатель колхоза Степан Ильич, партизаны-колхозники Матвеич, дед Михайла, баба Ивга и другие. Не сразу стали они героями, но в тяжелую годину войны исчез испуг первых дней, все мелкое и личное уступило место всепоглощающей любви к народу, и эти чувства укрепили их волю и повели на подвиг… В основу этой книги легли подлинные события войны и фашистской оккупации Украины.
Третья книга рассказывает о том, как ребята участвуют в восстановлении школы в своем родном городке. Они не только работают на стройке, ухаживают в госпитале за ранеными, но и учатся, готовясь к переходу в следующий класс.
Быть может, современным школьникам будут не совсем понятны поступки героев этой трилогии, но они не смогут остаться равнодушными и не испытать восхищения от тех больших дел, которые совершили их сверстники в годы войны.
Одно из последних произведений Валентины Александровны Осеевой, автобиографическая повесть «Динка», – ее большая удача.
Много лет писательница работала над ним: оттачивала каждое слово, выбрасывала целые главы, переписывала эпизоды, стремясь вместить в книгу огромный мир своего детства, эпоху первой русской революции, множество людей, окружающих ее. Динка- восьмилетняя героиня повести. Её детство, как и детство писательницы, выпало на сложные послереволюционные годы. Динка росла в семье, связанной с подпольной организацией революционеров, и ее находчивость, смелость нередко выручают взрослых в трудную минуту. Острое чувство справедливости, способность сопереживать, искренняя привязанность и верная дружба девочки с сиротой Лёнькой вызывают симпатию читателей к юной героине повести. Горячую, вспыльчивую, но добрую девочку просто нельзя не полюбить. Повесть оставляет светлое ощущение. Юные и взрослые герои её необыкновенно симпатичны и надолго запоминаются читателям.
Выполняя настойчивые просьбы своих читателей, Валентина Осеева написала продолжение «Динки». Последняя книга «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году уже после смерти писательницы. Юные читатели снова встретились со своей любимой героиней, с её старыми и новыми друзьями. Прошли годы, выросла Динка, буйные кудряшки сменились толстыми косами, она перешла в старшие классы, к ней пришла первая любовь… Но она и в свои пятнадцать лет так же неуёмна и горяча.
И Динка живет до сих пор. Со страниц книг она продолжает воспитывать детей, как завещала ей создательница.
Главное во всех произведениях писательницы- «СЛОВО».
Она понимала, как важна его роль в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и ранить. Произведения В. Осеевой востребованы и сейчас, они учат ребят доброте и отзывчивости, чувству уважения к старшим, прививают умение дружить и не ссорится из-за пустяков.
Читайте сами, читайте детям, читайте с детьми замечательные книги Валентины Александровны Осеевой!