Александр Дюма. Двести двадцать лет спустя
Александр Дюма (отец) — французский писатель, журналист, драматург, автор популярных приключенческих романов, выдвинувших его в число наиболее известных и читаемых в мире французских литераторов. К его имени добавляют слово «отец», т.к. сына тоже звали Александром, и он тоже снискал известность на литературном поприще.
Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе.
А в 20 лет, подобно Д’Артаньяну, герою своего будущего романа «Три мушкетера», Александр приехал завоевывать Париж. Первое время он работал клерком у герцога Орлеанского, а между службой пропадал в театрах, занимался первыми литературными опытами.
Александр Дюма начинал как драматург. После нескольких неудачных попыток поставить свои пьесы, 11 февраля 1829 года театр «Французской комедии» поставил драму «Генрих III и его двор», которая имела огромный успех. Эпоха Генриха III с ее дуэлями, заговорами, разгулом политических страстей в обработке Дюма становилась захватывающей, красочной и доступной зрителям. Вслед за «Генрихом III» Дюма создает ряд драм и комедий: «Христина», «Атони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».
Вскоре театральные подмостки оказались неспособными уместить многочисленных героев Дюма. Писатель обращается к жанру романа. В 1835 году был опубликован первый исторический роман Дюма «Изабелла Баварская». В 40-х годах в парижских газетах один за другим появляются историко-авантюрные романы: трилогия «Три мушкетера»,»Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон». Затем «Королева Марго»,»Госпожа Монсоро», «Сорок пять». Приключенческий роман Дюма «Граф Монте-Кристо» появился в 1845-1846 году.
Романам Дюма присуще увлекательное, стремительно развивающееся действие. Его герои полны энергии, смелости, изобретательности, рыцарского благородства и романтики. Дюма заставил французскую историю сойти со строгого пьедестала. Короли и королевы, маршалы и епископы участвуют в необыкновенных приключениях наряду с вымышленными персонажами, которые вершат судьбами царств. Это создало исключительную популярность его творчеству на все времена, и он остается самым читаемым французским писателем в мире.
Дюма обладал неистощимой фантазией, феноменальной творческой мощью, энциклопедическим знанием и трудолюбием. Библиография писателя насчитывает 646 названий различных произведений, в общей сложности это более 500 томов. Сам Дюма говорил про себя так: «Руки, написавшие за двадцать лет более четырехсот романов и тридцать пять драм, — это руки рабочего!»
Помимо творчества у писателя была еще одна страсть — к путешествиям. Дюма побывал в Швейцарии в 1832 году, в Алжире в 1846-1847 годах, в России в 1858 году, в Неаполе, Флоренции, Германии и Австрии в 1866 году. Из поездок он привозил целые тома занимательных «Путевых впечатлений». Среди них описание поездки в Россию «От Парижа до Астрахани»(1859 г.) и «Кавказ»(1860 г.) Есть у Дюма и роман о России — «Учитель фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге», это история декабриста и его жены француженки, последовавшей за мужем в Сибирь.
Известно, что Дюма был эпикуреец и гурман. По всему миру он собирал рецепты изысканных блюд. Последние четверть века своей жизни Дюма работал над «Большим кулинарным словарем». Уникальная книга, состоящая примерно из 800 кулинарных новелл была издана только спустя три года после смерти Дюма — в 1873 году.
Жизнь Дюма была полна приключений не менее чем жизни персонажей его произведений. Он потратил несколько сот тысяч франков, чтобы построить замок своей мечты — «Монте-Кристо». Таким образом, уже при жизни он создал себе памятник, приказав на камнях замка высечь названия каждого из своих произведений, а по фризу первого этажа расположить бюсты великих драматургов, в том числе и свой.
Умер Дюма 5 декабря 1870 года. Похоронен в своем родном городе Виллер-Котре.
Книги Дюма справедливо занимают заслуженное место на доске почета среди зарубежных классиков.
После прочтения его произведений, всегда остается литературное послевкусие, хочется увидеть оставшихся в живых героев на страницах другого романа. Его книги будут особенно интересны тем, кто увлекается историей.