Мир искусства в юбилейных датах: Боровиковский Владимир Лукич

Владимир Лукич Боровиковский — знаменитый русский живописец XVIII-XIX веков, автор искусных портретов.

Владимир Боровиковский появился на свет 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде в семье иконописца. Свои первые шаги в искусстве Владимир сделал благодаря отцу, который научил его расписывать иконы. Владимир Боровиковский, как и его предки, был казаком. В 1774 году начал служить в Миргородском полку, при этом занятия живописью не бросил и всегда находил для них время. В начале 1780-х ушел в отставку, полностью посвятив себя искусству.
Художник тесно общался с Василием Капнистом — поэтом и общественным деятелем, который был близок к дворянству. Благодаря этому знакомству мастер получил крупный заказ: расписать дом, который планировала посетить Екатерина II по пути в Крым. Владимир Боровиковский создал два панно, где иронично изобразил императрицу и Петра I. Екатерине настолько понравились работы, что она посоветовала юноше переехать в Петербург, чтобы учиться в местной Академии художеств. В 1788 году он так и поступил, навсегда покинув родину.

Планам живописца не суждено было сбыться: на момент переезда ему был уже 31 год, и по этой причине в Академию его не приняли. Тогда Боровиковский начал брать частные уроки у портретистов Иоганна Баптиста Лампи и Дмитрия Левицкого. В 1798 году австриец Лампи вернулся в Вену, оставив Владимиру Боровиковскому мастерскую в Петербурге. Художник поселился в ней и прожил там остаток жизни.
С 1788 года начинается карьера Боровиковского как светского художника-портретиста. Его учителем в С-Петербурге стал профессор Императорской Академии художеств Д.Г. Левицкий. Боровиковский знакомится с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, поэтом В.В. Капнистом, пишет их портреты и многочисленные миниатюры на эмали. В Петербурге он становился всё популярнее, в силу своего таланта портретиста. От учителя Левицкого портреты Боровиковского отличает большая композиционная изысканность образов и тонкость лирической и цветовой нюансировки.
Но главным в лирических портретах художника становятся чувства человека, внутренний мир которого и пытается изобразить В.Л. Боровиковский на своих портретах. Одним из них был портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. Она изображена на огромном портрете не сильной монархиней, а слабой и доброй, прогуливающейся в домашнем платье утром в любимом парке с маленькой собачкой. Великолепен пейзаж на портрете, с серебристым лондонским туманом, написанный в нежных пастельных тонах.

Главными портретами художника и так называемой его визитной карточкой, стали многочисленные женские образы так называемых «камерных портретов»: Арсеньевой, Скобеевой, Лопухиной, Нарышкиной, сестёр Гагариных, дочери Потёмкина и Екатерины II Тёмкиной, четырёх дочерей Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. В 1797 году написан портрет М.И. Лопухиной, исключительный по лиризму настроения и красоте живописи. Именно о таком образе поэт Я.П. Полонский сказал в стихотворении 1885 года «Портрет»:
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз. И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали. Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, и будет этот взгляд и эта прелесть тела к ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, страдать, прощать, молчать».

Лирическое очарование женских образов было подчёркнуто художником в женских портретах, и они становятся не салонными куклами, а живыми людьми с индивидуальными ярко переданными чертами, умело написанными живописцем.
Помимо романтических и нежных женских портретов в его творчестве были заказные портреты императоров, генералов и знатных государственных деятелей, в частности портрет Г.Р. Державина, Д.П. Трощинского, А.Б .Куракина, Н.П. Шереметьева, Ф.А. Боровского, Али Мурзы Кули-Хана — брата персидского шаха Ага-Магомета, императора Павла I, императора Александра I, мореплавателя Ю.Ф. Лисянского. Их всегда отличает особое живое, чёткое и энергичное, «боровиковское» настроение портрета.

Кроме портретов важным на протяжении всей жизни для художника оставалась иконопись. В.Л. Боровиковским были написаны иконы для царских врат главного иконостаса Казанского собора, иконы архангела Гавриила и Девы Марии для Благовещения, всех четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матвея.

На протяжении всей жизни Боровиковский часто возвращался к любимым библейским образам святых, им был создан портрет святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в виде седого старика, который вошёл в каталоги живописи под названием «аллегории Зимы».
В 1823 году Боровиковский написал иконы для Михайловского дворца в Петербурге, в частности «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов», «святого благоверного князя Александра Невского» и главный образ домовой Михайловской церкви — «архистратига Михаила».

Умер художник в Санкт-Петербурге, в 1825 году и последней его работой стал иконостас для Троицкой церкви Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.