Книжная среда обитания: литературный календарь- Казаков Юрий Павлович

Юрий Павлович Казаков — русский советский писатель и сценарист.

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии он писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести «Две ночи», которую он писал в 1960–1970-е годы. В пятнадцать лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 году поступил в музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил в 1951 году. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в том числе стихотворения в прозе, пьесы. Но редакции неохотно принимали или вовсе отвергали его стихи и пьесы. Позднее выяснилось, что автору отлично удается другое – рассказы.
Тяга к писательству привела Казакова в 1953 году в Литературный институт имени А.М. Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь. Ещё будучи студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы.
Музыкальность и лирическое начало этих рассказов побуждало критиков заявлять, что этот прозаик – продолжатель традиций русских классиков, в частности – Ивана Бунина.

В 1957 году вышла первая книга Казакова – «Тэдди: история одного медведя». Книга, которая занимает одно из первых мест в рассказах о животных. Начинающий писатель гордился ею: «Она вытерпела многие мытарства, не менее трагичные, чем герой этой книги. Я страшно люблю своего медведя, горжусь тем, что не пошел на поводу у массы редакторов и рецензентов, которые предлагали искоренить в ней дух свободомыслия».

Тэдди – большой бурый медведь, он старый цирковой артист, привыкший к клетке и работе на арене. И мир даётся в восприятии этого медведя, через его «сознание». При перевозке он сбегает из клетки, оказывается на свободе и происходит процесс постепенного возвращения медведя в природу, в свою естественную среду обитания.
Сначала Тэдди попадает в лес, где работают люди, там с ним случаются беды, потому что он сохраняет привязанность к людям, тянется к ним, а они в него стреляют. Потом он забредает в лес дикий, где «жизнь кипела… не омрачённая присутствием человека». И всё дальше уходит Тэдди от людского мира, всё глубже входит в природу, вживается в неё, принимает её законы. По существу, перед нами тонкая психологическая проза, в которой традиционный приём «очеловечивания» психологии животного становится способом максимального приближенного наблюдения над процессом восстановления связи живого существа с некогда породившей его природой.

Вскоре выходит его следующая книга рассказов для детей «Арктур – гончий пес».

Главный герой великолепного рассказа – гончий пёс, слепой от рождения. Но он сохраняет великолепное чутьё к окружающему миру, и когда Арктура привозят в лес, то он, слепой, обнаруживает верность своему природному инстинкту. Он рвётся в гон, охотничья страсть ведёт его: «…Лес был его молчаливым врагом, лес бил его, стегал по морде, по глазам, лес бросался ему под ноги, лес останавливал его. Нет, никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы! Только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд». В нём, в этом слепом псе, бурлит его природа, ищет выхода тот дар, который изначально заложен в каждой клеточке его тела. И жизнь этой собаки входит в жизнь людей: доктора, его хозяина, героя-повествователя. И когда Арктур пропадает, то жизнь людей без него тускнеет.
Особое место в творчестве москвича Юрия Казакова, неутомимого путешественника, занял русский Север, которым писатель был просто очарован.
Тем местам посвящены его путевые очерки «Оленьи рога», «Северный дневник», «Поедемте в Лопшеньгу», «На полустанке», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал», «Голубое и зеленое» и другие.
При жизни писателя было издано порядка 10 сборников рассказов.

Кроме того, написал Казаков множество очерков и эссе, в том числе и о знаменитых русских прозаиках: Аксакове, Лермонтове, поморском сказочнике Писахове. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге Казакова –К. Паустовском.
В 1970 году в Италии ему присудили Дантовскую премию.
В последние годы жизни Казаков писал мало, и большинство замыслов писателя так и осталось в виде набросков. Некоторые произведения Казакова были изданы уже после его смерти.
В честь Юрия Павловича Казакова учреждена литературная премия в России – за лучший рассказ.

Рассказы Юрия Казакова-это добротные классические произведения.   

 Кому читать их? Всем, от мала до велика. И бабушкам с внуками, и мамам с детьми, и, конечно приятно, что эти рассказы остаются в школьных программах по литературе.