Мир искусства в юбилейных датах: Алябьев Александр Александрович

  Александр Александрович Алябьев – композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса. Родился он 4 августа 1787 года в городе Тобольске и прожил жизнь, удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями.


  Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки.
  С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки. После переезда в Москву поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь.
  В 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав «Новый французский романс» и два фортепианных вальса.
  Алябьев являлся участником Отечественной войны 1812 года в составе третьего украинского казачьего полка. Позже служил в Иркутском и Ахтырском гусарском полку, участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 года.
  Отличился во взятии города Дрезден, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При проведении данной операции получил ранение.
  После окончания войны продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
  В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены: комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.
  В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся в Москве и Петербурге.
  Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Это произведения, созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью автора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения.


  В 1825 году композитор написал и свой самый знаменитый романс «Соловей», который принадлежит к жанру «русской песни». Нежная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая переменность, идущая из народной музыки. Её плавные закругленные четырехтактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом.
  В это же время был написан комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты». Он был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.
  Ещё одной значительной работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем.
  Александр Александрович Алябьев музыкант с очень яркой индивидуальностью. Можно с уверенностью утверждать, что это один из самых талантливых и известных композиторов первой половины XIX века.