День рождения игры
4 сентября 1975 года официально считается днем рождения знаменитой интеллектуальной игры, за которой любят наблюдать, в том числе, многие жители Климово. В этот день, 47 лет назад, впервые вышла в эфир «Семейная викторина «Что? Где? Когда?».
Та программа лишь отдаленно напоминала передачу, которую все мы знаем и любим. В ней еще не было того накала интеллектуального сражения, который появился позже. Не было и команды знатоков. В первых выпусках играли две команды и в роли противников выступали семьи. Съемки проводились в уютной домашней обстановке, а отснятый материал перед запуском в эфир монтировался.
Идейным вдохновителем передачи был Владимир Ворошилов. В соавторстве с Наталией Стеценко, которая впоследствии стала его супругой, он создал этот проект, а позже почти на 20 лет стал ведущим интеллектуальной игры. Имя ведущего долгие годы не разглашалось. В кафе Останкино, где в первые годы проходили съемки, в кадр попадала только команда. Ведущий оставался невидимкой и зрители слышали только его грозный голос.
В 1976 году программа сменила специфику и стала ориентироваться на молодую аудиторию. На съемки начали приглашать студентов.
В игру ввели волчок с двумя стрелками.
Согласно правилам, он указывал на того, кто должен ответить на вопрос. Если участник не справлялся с поставленной задачей, то ему на помощь приходил второй игрок, на которого указывала другая стрелка. Времени на размышление у команд не было, поэтому игра еще не включала живые обсуждения. В качестве призов выступали не деньги, а книги, но постепенно стали появляться новые правила. В 1977 году игроки «Что? Где? Когда?» начали отвечать на вопросы телезрителей. Волчок теперь указывал на конверты с ними, а не на игроков. Также было принято решение оставить только одну команду знатоков и добавить минуту на обсуждения. В этом же году у игры появился символ — филин по прозвищу Фимка, который олицетворял мудрость. В 1991 году клуб снова был переименован в «интеллектуальное казино» и с этого момента началась игра на деньги.
Живой филин Фомка вдохновил создателей на добавление личного рейтинга каждого знатока, с целью определить самого результативного среди них. Сначала победитель получал почетный приз — деревянную подвеску в форме птицы, которую впоследствии заменили на «Хрустальную сову». Чтобы передача была еще более популярной, создатели добавили музыкальную паузу и стали приглашать известных исполнителей. Изначально использовались записи выступлений, но впоследствии музыканты начали петь вживую. Музыкальная пауза стала еще одной важной традицией клуба «Что? Где? Когда?»
С момента первого появления в эфире Центрального телевидения телевикторина сразу завоевала симпатии многочисленной зрительской аудитории. За время своей интересной и длительной жизни на телевидении передача приобрела огромное количество друзей, партнеров, поклонников и желающих сесть за стол игроков, она постоянно изменялась, идя в ногу со временем. Создатели придумывали новые правила, разрастались команды, менялись интеллектуальные лидеры, совершенствовалось и само игровое пространство.
Телевикторина «Что? Где? Когда?» – это тест на интеллект и способ развития интеллекта. Зная несколько фактов, сопоставить их, найти логический ход и вычислить совершенно новый, ранее неизвестный факт – именно в этом заключается высочайшее интеллектуальное удовольствие, которое приводит в эту игру тысячи новых и новых поклонников.