Певца несуетная лира

 

Александр Иванович Одоевский-русский князь, декабрист, поэт, писатель (8 декабря 1802 года- 27 августа 1839 года)

 

Александр Иванович Одоевский -одна из загадочных личностей в русской литературе, трагическая фигура в истории нашей Родины, удивительно обаятельный человек для современников и притягательный своим малочисленным творчеством для потомков.
Что мы знаем о нем? Был декабристом. Ответил на послание А. С. Пушкина в Сибирь декабристам стихотворением «Струн вещих пламенные звуки», строки которого «Из искры возгорится пламя» были взяты на вооружение В.И. Ульяновым-Лениным…

А между тем, он происходил из самой родовитой дворянской семьи Одоевских. Князья Одоевские — Рюриковичи, один из наиболее известных и значимых русских княжеских родов, угасший в 1869 году.
Они являются потомками князей Черниговских, происходящих от великого князя Святослава Ярославича, внука Владимира Святославича, крестившего Русскую землю, и сына Ярослава Владимировича Мудрого, который и посадил его на княжение в Чернигове.
Правнук Святослава, великий князь Михаил Всеволодович Черниговский (одиннадцатое колено от Рюрика), прославлен мученической кончиной за веру в 1246 году: он был убит в Орде за отказ исполнить языческие обряды.
Семья была большая, богатая, патриархальная по нравам, и жила очень дружно. Александр был окружен вниманием и лаской. Жилось ему весело и легко: впоследствии от матери он получил достаточное наследство в 1000 душ и один управлял ими. Он был «богат, счастлив, любим и уважаем всеми. Никогда никакого не имел неудовольствия ни по службе, ни в прочих отношениях его жизни». «И чего было мне желать?» — восклицал он с грустью в одном из своих показаний.
Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским (которые были его родственниками), А. А. Жандром, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым.
Писать начал рано. Но при жизни было опубликовано одно единственное стихотворение «Сен-Бернар» (1831), посвященное Наполеону и написанное в 29 лет. В печати Одоевский в это время почти не присутствовал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было связано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и с особенностями его творческого процесса, в значительной мере носившего импровизаторский характер.

Во время службы в лейб-гвардии Конного полка Одоевского приняли в Северное общество декабристов. Примкнув к его радикальной части, он принял участие в восстании декабристов. После событий, развернувшихся в декабре 1825 года на Сенатской площади, Александра Одоевского поместили в Петропавловскую крепость.
Вплоть до 1837 года он отбывал каторгу, будучи сосланным в Сибирь. Позже, в соответствии с приказом царя, его отправили в действующую армию на Кавказ в качестве рядового. Находясь в Нижегородском драгунском полку, он сблизился с выдающимся русским поэтом Михаилом Лермонтовым, а также с литератором и революционером Николаем Огаревым. Они высоко ценили ум, образованность и благородство Одоевского.
Привычный коротать время в ссылке за неспешными философскими беседами поэт теперь увлекся ратным делом и не раз участвовал в военных экспедициях генерала Раевского. Гнетущая тоска, вызванная известием о смерти отца, только подогревала рвение молодого поэта. Каждый раз, просясь «в дело», он будто искал способ поскорее распрощаться с земным существованием. Однако не пуля сразила Александра Ивановича. 27 августа 1839 года он умер в Псезуане от малярийной лихорадки.
Его похоронили на берегу моря, но место погребения не сохранилось, его разорили горцы, отвоевавшие форт вскоре после смерти поэта. Исчезнуть без следа могло и творческое наследие Александра Одоевского, если б не друзья. В 1883 году декабрист Розен выпустил тонкую книжку стихов умершего друга. А М. Ю. Лермонтова, написал стихотворение, посвященное другу-декабристу:

 

            Я знал его: мы странствовали с ним                                                                    В горах востока, и тоску изгнанья
             Делили дружно; но к полям родным                         
            Вернулся я, и время испытанья
            Промчалося законной чередой;
            А он не дождался минуты сладкой:
           Под бедною походною палаткой
           Болезнь его сразила, и с собой
          В могилу он унес летучий рой
          Еще незрелых, темных вдохновений,
          Обманутых надежд и горьких сожалений!