Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

 

Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вы еще что-нибудь найдете, это уж будет ваш вклад в прочитанное. Не было еще хорошей книги, которая возникла бы из заранее выдуманного символа, запеченного в книгу, как изюм в сладкую булку… Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул. И, если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному.
                                                                                                       Эрнест Хемингуэй

Повесть-притча американского писателя и журналиста Эрнеста Миллера Хемингуэя «Старик и море» уже давно стала современной классикой. Написанная в 1950–1951 годах на Кубе, где писатель жил в последний период своей жизни, опубликованная в 1952 году в журнале «Лайф», она тогда же вышла отдельной книгой. Повесть принесла Хемингуэю две самые престижные награды в области литературы – Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Первая была вручена писателю в 1953 году, вторая – годом позже, в 1954 году. Формулировка нобелевского комитета звучала так: «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море». Став при жизни живой легендой, Хемингуэй покорил мир захватывающей силой произведений и мощью неповторимой своей личности.
Более двадцати лет Хемингуэй прожил на Кубе. Знание народной жизни, свою веру в мужество и стойкость простого, умудренного жизнью человека из народа он воплотил в своей книге. Её настоящий источник – текст, написанный автором в 1936 году под названием «По голубым волнам» и уже повествовавший о борьбе старого рыбака и огромной рыбины. Добавим к этому страсть писателя к рыбной ловле и его личные многочисленные победы над гигантскими меч-рыбами, которых он с гордостью фотографировал и измерял. В одном из интервью Хемингуэй заявил: «Я написал эту книгу как рыбак с тридцатилетним стажем, и даже больше». Её появление вызвало чувство восхищения во всем литературном мире.
История бедного кубинского рыбака Сантьяго – это история нелегкого пути человека на земле, каждый день ведущего борьбу за жизнь и вместе с тем стремящегося сосуществовать в гармонии и согласии с миром, осознающего себя не одиночкой, а частицей огромного и прекрасного мира. Всю жизнь он боролся с океаном, чтобы подтвердить свою славу самого удачливого рыбака. После многочисленных неудачных выходов в море с целью поймать меч-рыбу наконец ловит ее. Однако по пути домой рыбу сжирает напавшая стая акул, оставляя один скелет.
Авторское благородство делает произведение поистине уникальным: написанное в простом и прямом стиле, повествующее об одиссее одного человека и борьбе на равных двух противников на пределе сил, которым отдается все лучшее в себе. Человек уважает рыбу и восхищается ее смелостью; оба противника тесно соединены в своей беспощадной борьбе. Книга благородна и в своей морали: если человек одерживает победу, то результат её скорее похож на поражение, ибо акулы пожирают плоды его неимоверных усилий, и старик привозит домой лишь скелет как свидетельство своего подвига. Это и победа человека, который совершил усилие за пределами своих возможностей и вновь обрел уважение окружающих.
Большое место в повести занимает море, единственный спутник человека в его длительном путешествии. Если одиночество иногда и тяготит его, он все равно знает, что окружен бесчисленным множеством водных обитателей, таких как славные тунцы, морские свинки, черепахи… и акулы. Повесть представляет собой выдающееся произведение литературной маринистики. В ярких запоминающихся образах Хемингуэй запечатлел драматичные эпизоды подвига старика-рыбака и точно воссоздал величественные Карибские пейзажи.
Главным принципом Хемингуэя было писать как можно более правдиво, писать, передавая читателю мысли, поступки и переживания так, чтобы он почувствовал, что прочитанное им стало частью его жизненного опыта и как бы происходило на самом деле.
«Старик и море» – это книга для всех. Она ни разу не стала объектом интеллектуальной критики.