Сказки кота Мурлыки
Нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам. В них одной только силой воображения мы переносимся в мир чудес, где Добро всегда побеждает Зло. Мир сказки – необычный, чарующий, подобный волшебному древу. Его красота волнует. А кто же дарит этот прекрасный мир, кто помогает древу сказок расти, цвести, становясь, день ото дня всё краше? Давайте попробуем разобраться.
Знаете ли вы кто такой Кот Мурлыка? Это не сказочный «кот ученый» Александра Сергеевича Пушкина и даже не кот Мурлыка из сказки В.А. Жуковского, а герой популярной в конце XIX — начале XX веков книги русского писателя и ученого Николая Петровича Вагнера «Сказки кота Мурлыки».
Николай Петрович Вагнер — потомственный дворянин, провел детство на Урале, где служил тогда его отец, Пётр Иванович Вагнер. Это был образованный человек своего времени, который позднее стал профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета. В Казани, в частном пансионе, а позже во второй Казанской гимназии, получил образование Вагнер-младший. Способности отца передались сыну: в 1845 году Николай Петрович стал студентом отделения естественных наук Казанского университета. В 1849 году, с золотой медалью за блестящее сочинение, Н.П. Вагнер окончил университет. В те годы он публиковал статьи на зоологические темы, был преподавателем естественной истории в Нижегородском Александровском дворянском институте. Карьера ученого развивалась успешно: в 1851 году Николай Петрович получил степень магистра зоологии, год спустя стал адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, а затем доктором наук.
В течение 60 лет Вагнер активно занимался литературной деятельностью, написал повести, сказки и рассказы Кота Мурлыки в 5-ти и в 7-ми томах. «Сказки Кота Мурлыки» — книга Николая Вагнера была впервые опубликована в 1872 году. Почему сказки? Дело в том, что писатель был увлечен творчеством Ганса Христиана Андерсена. Вагнер вспоминал, что посчитал многие сказки Андерсена слабыми и задался вопросом, сможет ли он написать так же или лучше. Первое издание книги составили 12 сказок, которые он написал в течение трех лет. В книге не было иллюстраций, как говорил Н.П. Вагнер, «только буквицы». Это были, скорее, философские притчи, которые будоражили мысли и ум читателя, тем самым указывая ему путь к совершению подвига и добра. Каждую его книгу открывал эпиграф: «Буди сознание в человеке, пусть к лучшей жизни он идет!»
Сказки Вагнера многое сближает с андерсеновскими произведениями: сюжетные переклички, отражение просветительской веры в приоритет разума, философский и дидактический подтекст, сентиментально-религиозные мотивы. Исследователи находят явные параллели в следующих сказках Вагнера и Андерсена:
• Курилка» — «Воротничок»
• «Берёза» — «Ель»
• «Пимперлэ» — «Оле-Лукойе»
• «Фанни» — «Девочка со спичками»
• «Мила и Нолли», «Сказка», «Руф и Руфина» — «Снежная Королева»
• «Два Ивана» — «Ганс-чурбан»
• «Великое» — «Последняя жемчужина»
• «Чудный мальчик» — «Свинопас» и др.
При этом отечественная литературная критика конца XIX — начала XX века ставила русского сказочника значительно выше за социальную направленность и злободневность.
В книге «Сказки Кота Мурлыки» двадцать пять философских сказок и притч.
Основная их тема-неизбежность горя, страдания и неустройства человеческого общества. Выходом из непрекращающейся борьбы добра со злом для автора является мистицизм и расплывчатая вера в лучшее будущее.
Так в сказке «Два Ивана» героями произведения стали два брата. Один умный, а другой дурак, впрочем, как и во всех русских сказках. Но особенность вагнеровской сказки заключается в том, что у дурака все складывается как нельзя лучше: «лошадь у него каждый год жеребится, корова каждый год телится, овцы нанесут ему ягнят». А вот у умного Ивана «Со всех сторон беды да напасти. Нет ни в чем ему ни счастья, ни удачи». Но отношения братьев от этого не портятся. Умный Иван называет дурака ласково: «Дурашка». Тот, в свою очередь, обращается к брату со словами «братай», «братушка». Казалось бы, что умный должен завидовать дураку, но в сказках Вагнера ничего подобного не происходит. А чего стоит философский ответ одному из покупателей лисьей тушки: «Нет, я, друг, ее не ем, а твое здоровье на нее, верно, ластится. Коли тебе бы она была не надобна, ты бы не торговал, а я не просил бы пятьдесят рублев».
Или ещё одна сказка «Котя». Оказывается, это мальчик, который испугал зайца. А вот длинноухой умеет говорить и еще бояться. Читаем дальше и понимаем, что Н.П. Вагнер учит детей быть добрыми, отзывчивыми, заботиться о ближнем. Трусость, как оказалось, можно излечить. Сказка поучительная, благодаря ей можно познать мир не только умом, но и сердцем. А какие красивые слова использует автор: «солнечное времечко», «куничка белодушка».
Некоторые фразы можно использовать как афоризмы, неслучайно сказки имеют философский смысл. Н.П. Вагнер пишет: «прежде всего надо научиться храбрым быть», «ничего за выучку не возьму!»
О сказках Вагнера бытует много мнений: считают их далёкими и малопонятными для детей, слишком психологичными. Но тот факт, что книгу сказок переиздавали несколько раз, говорит о популярности произведений Николая Петровича Вагнера.
Читайте детям сказки Н.П. Вагнера! Они помогут им стать хорошими людьми. Добрые, веселые и поучительные «Сказки Кота Мурлыки» на долгие годы станут для всех друзьями и советчиками в разных жизненных ситуациях, установят гармонию человеческих взаимоотношений, гармонию доброжелательства и милосердия.