С улыбкой на лице и с книгой у сердца
«Писать надо так, как будто пишешь для маленького Пушкина»
(Юрий Коваль)
Юрий Коваль – известный российский писатель, поэт, художник, скульптор. Писал сценарии для мультипликационных фильмов и детских картин, тексты песен, которые сам же и исполнял.
Будущий писатель родился 9 февраля 1938 года в Москве. Иосиф Яковлевич Коваль, отец Юрия, родом из Украины, служил начальником уголовного розыска города Курска. После переезда в Москву в 1941 году работал в отделе Уголовного розыска по борьбе с бандитизмом на Петровке.
Мать, Ольга Дмитриевна, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию.
В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина, где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и его ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот»
В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам.
Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец»: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную, по тем временам, премию в размере 50 рублей.
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Шергин, А. Платонов, М. Пришвин и Б. Житков, М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова, находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва.
После института молодой дипломированный учитель Юрий Коваль год проработал в школе села Емельяново Татарской АССР, куда был направлен по распределению. Он преподавал не только русский язык и литературу, но и географию, историю, рисование, музыку. Ко всему находил неординарный подход, прямо на уроках сочинял для школьников «учебные рассказы», чтобы им было легче запоминать грамматические правила.
Вернувшись из Татарстана в Москву в1961 году, Коваль привез с собой серию картин, написанных маслом, и первые «взрослые» рассказы.
С 1961 по 1966 годы Юрий Коваль преподавал в школе рабочей молодежи № 114, готовил себя к карьере художника и не относился серьезно к литературному творчеству.
В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным и Г. В. Сапгиром, он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом, таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем.
Интерес к детской книге, знакомство и дружба с детскими писателями и разочарование во «взрослой» литературе предопределили дальнейший путь Юрия Коваля. В 1966 году он ушел на вольные хлеба, изредка подрабатывая журналистикой и редакторским трудом. В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» вместе с художником Вениамином Лосиным поэт отправился в командировку на пограничную заставу, после которой создал серию рассказов о жизни пограничников и повесть «Алый», принесшую ему первый большой читательский успех и признание среди коллег – литераторов, издателей, художников.
Юрий Коваль писал мучительно, часто сомневался в себе и нуждался в поддержке близких и друзей. Но, когда был создан «Алый», он понял, что наконец-то создал достойную по его меркам вещь: «Я совершенно случайно записал «Алого», и в этот момент поймал прозу за хвост… Вот что случилось со мной. Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».
Эта повесть – прямое попадание в душу ребенка, подростка, взрослого. Казалось бы, о любви, дружбе и преданности между человеком и собакой написано много. Но Ю. Коваль говорит об этом без заигрывания с детьми, просто, откровенно и жестко, как говорят на равных с другом. И этой верой в силу духа юного читателя Ю. Коваль как бы говорит ему: «Ты – один из выдающихся… людей… мира».
В 1970 году выходит первый сборник его рассказов под названием «Чистый Дор». Его персонажи – обычные деревенские жители: Мирониха, дядя Зуй и его внучка Нюрка, Шурка Клеткина, и еще много других типажей. Он написал много произведений, которые год от года включают в программу изучения в школе на уроках литературы. Это рассказы «Веер», «Нулевой класс», «Заячьи тропы», «Серая ночь», «Колобок». Писатель постоянно обогащал свою жанровую палитру, не останавливаясь на каком-то одном, стремился «с каждой новой вещью менять жанр: сегодня – лирические рассказы, завтра – юмористические рассказы». Следуя этому кредо, в 1971 году он выпустил юмористический детектив «Приключения Васи Куролесова», основанный на рассказах отца о работе в Уголовном розыске.
Из реальных историй писатель заимствовал забавные детали уголовных расследований, типичные черты представителей бандитского мира и даже конкретные фамилии и названия населенных пунктов. В 1972 году повесть была отмечена премией Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу, а вскоре после этого переведена на многие европейские языки и издана по всему миру. Позже были созданы еще две книги: «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова», которые повествуют о дальнейших приключениях Васи Куролесова.
После комического детектива он обратился к коротким рассказам о природе, в результате чего появились два сборника, проникнутые лиризмом и любовью к родному краю: «Листобой» и «Кепка с карасями». Благодаря поездке на уральскую песцовую ферму вместе с друзьями, скульптором Николаем Силисом и его братом Вадимом, была написана известная повесть «Недопёсок», которую Арсений Тарковский назвал «одной из лучших книг на земле». История свободолюбивого молодого песца, сбегающего из клетки и стремящегося на Северный полюс наперекор всем преградам, легла в основу фильма «Недопёсок Наполеон III»
Шедевром творчества Ю. Коваля является повесть «Суер-Выер», которую сам он называл не романом, но своим «пергаментом». Это книга-фейерверк, книга-загадка, книга буйного веселья, здорового юмора и… книга-философия.
Фрегат «Лавр Георгиевич», капитаном которого является доблестный, прославленный, мудрый и грозный сэр Суер-Выер, плутает в лабиринтах некоего фантастического архипелага, где можно открыть огромное число островов с занимательными названиями: «Остров неподдельного счастья», «Остров голых женщин», «Остров Кратий», «Остров нищи», «Остров посланных на…», «Остров теплых щенков»… Каждый остров и его жители – это какой-то символ, гипертрофированное сравнение, ситуации, которые можно заметить в повседневной жизни. Встречаясь с этими жителями и открывая новые острова, команда фрегата приближается к Острову Истины, который, однако, открыть можно только в одиночку. Сами имена членов команды скажут за себя многое: рассказчик Дяй, старпом Пахомыч, боцман Чугайло, лоцмана Кацман, мичмана Хренов, матросы Вампиров, Петров-Лодкин, Веслоухов, Зализняк, Рыков, Раков, Ящиков…
В книге есть все, чтобы быть веселой: и абсурд, и аллюзии, и ассоциации, и юмор.
Что дает нам все творчество Ю. Коваля кроме пробуждения любви ко всему вокруг? Прежде всего умение фантазировать.
Все тексты Ю. Коваля – это возможность литературных игр, расширяющих возможности лексики не только детей, но и родителей.
Ю. Коваль написал более 300 произведений и рассказать о них лучше, чем сделал это сам автор невозможно! Его книги желательно иметь в домашней библиотеке, читать и, конечно, перечитывать!
Ю. Коваль – это писатель для семейного чтения. Он дает нам редкую возможность смеяться, грустить и играть всей семьей, становясь доверительными друзьями на всю жизнь.
Не лишайте себя счастья и праздника по имени Юрий Коваль!