Строка к строке о той войне: С.А. Баруздин «Её зовут Ёлкой»
Сергей Баруздин известен как талантливый детский писатель. Особенно хорошо его знают самые юные читатели, для которых он создал немало веселых стихов, сказок, рассказов. Писал Сергей Алексеевич и для подростков: «Повторение пройденного», «Три маленькие повести», «Первое апреля — один день весны». Одно из его талантливейших произведений — «Её зовут Ёлкой». Эта повесть о тех, кто недолюбил, недомечтал, не дожил до дней победы, до сегодняшних дней.
Время действия повести– 1939-1941 годы. Это было тревожное время- Гитлер уже задумал свой поход по Европе.
Повесть захватывает с первых страниц: необычное имя главной героини, красивые пейзажи, описание первой влюбленности. Автор называет конкретное место действия: деревня Серёжки, река Нара, совсем недалеко от Москвы.
В деревне Серёжки живёт Ёлка, девочка тринадцати лет. Именно в деревню Серёжки приехал московский мальчишка – Лёнька Пушкарёв. Когда они встретились, обоим было по тринадцать лет — возраст трудный. Все в героях непросто, тонко, ломко, настороженно. Они жадно стремятся все понять, торопясь как можно быстрее шагнуть в мир взрослых. Это было прощание с детством и началом юности. Баруздин рассказывает нам о том, как потихоньку, совсем незаметно зарождается первое, ещё детское чувство.
Вскоре Ленька узнал, что Ёлка дочь осужденного председателя колхоза. Его осудили «за покушение на общественную собственность»: он раздал людям прихваченную в мороз картошку- за это его посадили. А Ёлку из пионеров исключили, даже галстук на сборе при всех сняли. Но она сама сшила себе галстук из красного сатина и носила его даже летом. Она мечтала вступить в комсомол, и Сталину письмо написала, и про папу рассказала.
Ёлка очень гордилась, что живет в маленькой деревушке с речушкой Нарой, левым притоком Оки. Ленька даже опешил, когда однажды она прочитала наизусть письмо Кутузова к императору о решении оставить Москву. «А река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая», — так писал Кутузов после боя с Наполеоном под селом Тарутино. С какой гордостью произносила эти слова тринадцатилетняя девчонка! Как гордилась она тем, что не смог Наполеон перейти через их маленькую речушку Нару.
А в 1941 году Ёлка стала связной. Получив важные сведения от отца о готовящемся форсировании немцами реки Нары и о заминировании моста нашими, она торопилась передать эти сведения в отряд, но немецкий патруль остановил ее. «Теперь она поняла, в чем дело. И пошла. Пошла в сторону моста. Совершенно одна.» Она знает, что мост заминирован, но старается не показать, что ей страшно- она идет навстречу смерти. А может, в бессмертие? «Мост продолжал рушиться, давя и губя немецкую колонну, когда заговорил наш берег. Шквал огня ударил по немцам, растянувшимся на противоположной стороне реки, по танкам, которые пытались перейти реку вброд».
Маленькая речушка Нара, в 1812 году остановившая французов и ставшая символом победы армии Кутузова над Наполеоном, вновь в 1941 году остановила страшного врага…
Тогда, в 41-м, Ёлке было всего пятнадцать. Ей так и осталось навеки пятнадцать.
Лёнька тоже ушел на фронт добровольцем и никогда не узнал о подвиге Ёлки, о том, что немцы так и не форсировали Нару, что в деревне построен новый железнодорожный мост, который зовут Ёлкиным. Он просто не мог приехать после войны в деревню Серёжки: «в далёкой Венгрии, недалеко от озера Балатон, в братской могиле похоронен танкист Леонид Иванович Пушкарёв…»
Они так и остались подростками, не успевшими полюбить, но успевшими совершить подвиг!