Образ Николая II в живописи: к 155-летию российского императора
18 мая 2023 года исполняется 155 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II.
1 ноября 1894 года Николай Александрович Романов унаследовал российский престол и ему суждено было стать последним императором в истории страны. Весь период его правления сопровождался эпохальными событиями: Ходынская катастрофа, Русско-японская война, Первая русская революция, Первая мировая война, русская революция 1917 года, отречение от престола. И хотя такие эпизоды до сих пор воспринимаются неоднозначно, личность Николая II всё равно остаётся знаковой и привлекает особое внимание со стороны общественности. Этот интерес разделяли и современники российского императора, благодаря чему у нас существует возможность познакомиться с подлинным образом знаменитого представителя династии Романовых. История сохранила нам много его фотографий и живописных портретов. Молодого царя писали выдающиеся русские художники Репин И.Е., Серов В.А., Маковский А.В., Кустодиев Б.М. И у каждого художника свое видение образа императора.
«Детский портрет Николая II» Лауриц Туксен (1883)
Будущий император получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина». Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и написал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны». Илья Репин (1894)
В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной. Венчание молодых перенес на холст Илья Репин.
«Парадный портрет Николая II» Илья Репин(1895)
Илья Репин писал императора неоднократно и, в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.
«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентин Серов (1896)
Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание, причащение. Именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов. Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.
«Торжественное заседание Государственного Совета» Илья Репин (1903)
Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета. На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.
«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генрих Манизер (1905)
Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.
«Император Николай II» Александр Маковский (1907)
В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны.
«Царь Николай II» Борис Кустодиев (1915)
Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике, а так, по искусству больше…» Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.