В.В. Маяковский- детям

 

Стихи Маяковского для детей – одна из самых существенных и непревзойдённых страниц в детской литературе. Маяковский любил детей, и не просто любил – он их понимал. У знаменитого поэта неповторимый слог, который особенно нравится детям. Импонирует ребятам и тематика автора. Обо всём на свете Маяковский умел рассказать так, что становилось понятно: что и почему. Всё разложить по полочкам – в этом заслуга великого мастера.
Произведения Маяковского для детей — крупное и неповторимое явление в литературе.
Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.
Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником «Пионерской правды», журнала «Пионер» и «Еж».
В 20-х годах прошлого века Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».
Его первым произведением для малышей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925 год).
В 1925 году поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Автор ведет рассказ от лица отца, к которому пришел его кроха-сын и задал вопрос, собственно, что такое хорошо и что такое плохо? Таким образом, начинается повествование от лица папы мальчика, который объясняет своему чаду на примере контрастности о хорошем и плохом. В баснях часто можно увидеть мораль, но иногда и взрослому сложно понять ее, а ребенку и подавно. Поэтому автор раскрывает мораль при помощи обычных жизненных ситуаций. Сначала в стихотворении Маяковский показывает, что такое хорошо и что такое плохо, на примере погодных условий. В следующих четверостишиях автор рассказывает о мальчиках и дает определения им — «хороший» или «плохой». Также Маяковский разъясняет детям важность личной гигиены – если грязь у ребенка лежит на рожице, вырастет из сына свин, если сын свиненок. Автор показывает, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, это отлично видно в четверостишиях про ворону и карапуза, про книжицу и мячик. В конце стихотворения кроха сделал правильный выбор – будет делать хорошо, не будет плохо.
Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 году. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе. Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, усовершенствовать в области содержания и формы.
«Что ни страница – то слон, то львица» — сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности: «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.
1926-1929- годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения:о героике борьбы со стихией -«Эта книжечка моя про моря и про маяк»; о разных странах света -«Прочти и катай в Париж и Китай»; о человеке-труженике «Конь-огонь»; о выборе юношеством профессии -«Кем быть?»
В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса»
У Маяковского имеются пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка», «Песня молния» – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.
Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.
Поэзия Маяковского, предназначенная для маленьких читателей — всегда яркая и образная. Бережно и вместе с тем решительно вводит поэт читателя не просто в сказочную страну детства, но в большой мир борьбы и творчества, социальных и нравственных конфликтов. Маяковский принес в детские стихи нетерпимость к проявлению духовной слабости, этической глухоты, трусости, лжи, лени. Вместе с тем он предстает добрым и верным товарищем, старшим другом, понимающим каждое движение детской души, умеющим увидеть мир глазами ребенка, прийти на помощь в трудную минуту, ответить на вопрос «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Эти образные понятия-«формулы» по-прежнему остаются крылатыми и не только в мире детской речи.