Юбилейное ожерелье: Кокорин А.В.-115 лет
Анатолий Владимирович Кокорин — советский художник, график, мастер книжной иллюстрации, скульптор. Народный художник РСФСР.
Будущий художник в детстве остался без родителей, вырос в приёмной семье. В юности несколько лет жил с семьёй в Англии и в Германии, хорошо знал оба иностранных языка, английский и немецкий. Кокорин много самостоятельно путешествует по городам Англии и Германии, знакомится с произведениями старых мастеров. В это время он окончательно утверждается в своем желании стать художником. Знаковое место на карте – музеи Дрездена и Берлина, любимый художник – Дюрер. Вернулся в СССР в 1925 году. Учился в Пермском художественном техникуме, в Москве в Высшем художественно-техническом институте. Получив диплом художника, Анатолий Кокорин работал иллюстратором, занимался оформлением праздников. В этот период творчества он много путешествовал по стране, был на Украине и Средней Азии.
В годы Великой Отечественной войны Кокорин сотрудничал с Редакцией-мастерской по выпуску военно-оборонных плакатов «Окна ТАСС», работал над оформлением фронтовых листовок, рисовал плакаты: «Честь и слава героям Отечественной войны! Герой Советского Союза, капитан Алексей Касьянович Антоненко, Герой Советского Союза, лейтенант Пётр Антонович Бринько». С 1943 года был военным художником Студии имени М. Б. Грекова. Следуя за линией фронта в Венгрию, Румынию, Чехословакию, Австрию, Анатолий Кокорин создает свои первые путевые дневники.
Все послевоенное творчество художника связано с путешествиями. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1953 году Кокорин регулярно бывает за границей. Он посещает Италию, Индию, Чехословакию, Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Данию, Австрию. Многие путевые дневники художника вышли отдельными изданиями. Значимое место в его творчестве занимала иллюстрация — работа с отечественной классической и иностранной литературой, детской, в том числе. Вот лишь небольшая часть детских книг, иллюстрации в которых многим точно знакомы: Перро Ш. «Кот в сапогах», Ершов П. «Конек-горбунок» Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Андерсен Г.Х. «Свинопас», Серафимович А.С. «Железный поток», Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» и другие.
Но особое место в деятельности Кокорина занимает творчество Г.Х. Андерсена.
В 1969 году художник впервые проиллюстрировал произведение великого датского писателя «Что муж ни сделает, то и ладно». Затем последовали «Свинопас», «Огниво», «Ганс-чурбан», «Снежная королева» и другие. Живой и остроумный язык сказок Андерсена удачно совпал с характером дарования художника и особенно остро выявил его мастерски отточенный линейный рисунок, завидное чувство цвета, тонкость в психологической подаче персонажей, искрометную режиссуру композиций.
«Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, – писала искусствовед В. Кулешова, – нужно было бы назвать “импровизация профессионала”, и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет»
За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.
В 1980 году состоялась персональная выставка мастера в городе Оденсе в доме Андерсена. Это событие имело огромное значение для художника, который находил много общего между своей творческой судьбой и жизнью знаменитого датского писателя. Кокорин проиллюстрировал практически все сказки Андерсена.
Искусство Анатолия Кокорина настоятельно напоминает нам о том, как много красоты в окружающем нас мире. Он не ищет красоту, а просто видит ее. Его добрый взгляд улавливает красоту там, где другой не замечает ее, свыкнувшись с привычным, обыденным. И каждый раз он испытывает радость открытия. И уж, конечно, приходит в восторг, соприкоснувшись с красотою нового, неожиданного.