А.Ф. Лосев: личность и наследие
Алексей Федорович Лосев- философ, переводчик, писатель, профессор, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР прожил долгую (94 года) насыщенную событиями жизнь и был редчайшим для советской России примером мыслителя-энциклопедиста и универсальной личности. В своих философских трудах он говорил о целокупности религии, философии, науки, искусства и нравственности, развивая идеи русских религиозных философов.
Алексей Фёдорович Лосев родился на Юге России, в Новочеркасске. Первым учебным заведением Алексея Лосева стала классическая гимназия, где кроме комплексного изучения точных и гуманитарных наук изучался обширный курс Закона Божия. Помимо занятий Лосев «ходил в театр по восемь раз в неделю», выписывал и читал журналы «Вокруг света», «Природа и люди», «Вестник знания» и другие, окончил частный класс игры на скрипке, пел в церковном хоре, увлекался астрономией и философией Владимира Соловьева. Из гимназии Алексей вышел золотым медалистом, и в это время был уже «готовый философ и филолог». В 1911 году Лосев без труда поступил в Московский университет, причем сразу на два отделения: философское и классической филологии. После выпуска Лосеву предложили добиваться профессорского звания, и в качестве поощрения отправили в Берлин: там он работал в Королевской библиотеке и слушал оперы Рихарда Вагнера. Эта поездка стала единственным в жизни философа визитом за границу.
Лосев посещал Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, где познакомился с крупнейшими философами Серебряного века — Николай Бердяевым, Семеном Франком, Иваном Ильиным, Платоном Флоренским. Там Алексей Фёдорович зачитывал свой университетский диплом «Мировоззрение Эсхила» который высоко оценил знаменитый символист Вячеслав Иванов. В 1929 году Лосев и его жена приняли монашеский постриг афонских старцев и стали последовательными приверженцами имяславия, которое принимало философию имени как «изначальную» сущность мира. Именно тогда Лосев стал носить знаменитую маленькую шапочку — скуфью, часть монашеского облачения, — а комната на Воздвиженке стала своеобразной кельей супругов. В период с 1927 по 1930 год Лосев выпустил восемь книг с пометой «издание автора». Последняя книга цикла — «Диалектика мифа» — стала для автора фатальной. Цензурная комиссия исключила из книги недопустимые фрагменты, однако Лосев вернул их, хоть и прекрасно понимал, чем это грозило всей его семье. Ночью 18 апреля 1930 года Лосева и его жену увезли на Лубянку, где им было предъявлено обвинение в том числе и в связи с «Истинной православной церковью». Был назначен срок — 10 лет лагерей. Лосев отправился на строительство Беломоро-Балтийского канала, а его жена — на Алтай. Освободить супругов и вернуть их в Москву через 3 года удалось первой жене писателя Максима Горького. Однако возвращение гражданских прав не означало возврат к прежней жизни. Лосеву запретили работать по прямой специальности, и, чтобы найти средства к существованию, с 1938 по 1941 год ученый ездил на заработки в пединституты Куйбышева, Чебоксар, Полтавы, где читал лекции по истории античной литературы. Также он занимался восстановлением изъятых при обыске рукописей, много переводил. В те годы Лосев подготовил двухтомную «Античную мифологию» и начал работать над «Историей античной эстетики».
В 1942 году Лосева пригласили преподавать в Московский университет. Однако уже через два года ученому снова грозило обвинение в идеализме: считается, что на Лосева написали донос. Новой ссылки удалось избежать, но из университета ученого уволили. В 1944 году он чудом получил новое место: стал профессором Московского государственного педагогического института, где работал до конца своей карьеры сначала на филологической кафедре, а потом — на кафедре языковедения. Все это время Лосев был лишен возможности публиковаться, работал в стол. Возможность печататься Лосев получил после смерти Сталина. Первый том «Истории античной эстетики» Лосева изменил традиционные представления об античности. Книги по античной эстетике открыли тонкости античного идеализма — от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.
Как отмечает член-корреспондент РАН Владимир Миронов, «познание по Платону — одна из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева „История античной эстетики», который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».
Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского, Каллиста Катафигиота, Марка Эфесского, ареопагитского корпуса. Редактор сочинений Платона (тома 1-3, 1968-72).
Написал монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).
В жизни философа Алексея Лосева было множество испытаний: ссылка и каторга, болезни и слепота, гонения власти и потери близких. Однако ему удалось не только отстоять свои философские взгляды, но и воспитать целую плеяду выдающихся молодых мыслителей.