Юбилейное ожерелье: Бородин А. П. – 190 лет

   Музыка Бородина… возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь.
(Б. Асафьев)

  Александр Порфирьевич Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX века: гениальный композитор, выдающийся учёный-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижёр, музыкальный критик и литератор.
  Родился он в Санкт-Петербурге. Музыкой увлекался с самого детства. Своё первое произведение (польку «Helen») написал в 9 лет, а в 13 лет уже создал серьёзное музыкальное сочинение — концерт для флейты с фортепиано.
  В 1862 году Бородин познакомился с Милием Балакиревым и был принят в его кружок — «Могучую кучку».
 Творческое наследие композитора сравнительно невелико по объёму, но оно внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.В его работах отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
  Наиболее значимым произведением Александра Порфирьевича по праву считается опера «Князь Игорь». Она является образцом национального героического эпоса в музыке. Бородин работал над ней в течение 18 лет, но опера так и не была окончена.Уже после смерти автора её дописали и сделали оркестровку композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.
  Произведение было поставлено в Санкт-Петербургском Мариинском театре в 1890 году.Опера отличалась монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита и имела большой успех.
  А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.Первая симфония, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной этого направления считается Вторая («Богатырская») симфония композитора,написанная в 1876 году.
  К числу лучших камерных инструментальных произведений относятся Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
  Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня тёмного леса»).
  Самобытное творчество А. П. Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях).
  Музыкальные произведения Бородина имели огромное значение для международного признания российской культуры. Традиции его музыки продолжили композиторы: Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и другие. Творчество Александра Порфирьевича составляет гордость русской классической музыки.