Час литературной классики: П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» — 85 лет
«…самая блестящая выдумка – пустяк по сравнению
с тем безымянным творчеством, которое называется народным».
П.П. Бажов
Павел Петрович Бажов (1879–1950) — русский писатель, прославивший легенды и предания родного края на весь мир в своей книге уральских сказов «Малахитовая шкатулка».
Родился он в семье горного мастера в небольшом уральском городке Сысерть. Его детство прошло среди горнорабочих и старателей, искавших в уральских горах золото, добывавших малахит и слюду. После окончания духовной семинарии Бажов преподавал русский язык, занимался журналистикой, много путешествовал по Уралу, собирал фольклор.
Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году. Сказы представляют собой особенные произведения, в которых сплетаются быль и волшебный сказочный сюжет. Многие из них знакомы нам с детства: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Сюнюшкин колодец» и другие.
В сказах Бажова герои говорят прекрасным народным языком, передавая красоту и колорит Урала. Каждый сказ сродни камню драгоценному, который огранила рука мастера. Их любят за таинственную атмосферу, поэзию труда и творчества, за живых, с огромной любовью и художественной достоверностью выведенных персонажей – Степана и Настасью, Данилу и Катерину, деда Кокованю и деда Прокопьича.
Большинство волшебных персонажей народного фольклора – божественные силы природы. Они чужды людям, у них свои интересы, и помогают они только тем, кому хотят. Так поступает и Малахитница – Медной горы Хозяйка, и крошечная девчонка Огневушка — поскакушка, и Голубая змейка, напоминающая античную богиню Тюхэ, олицетворявшую удачу.
Особое место в сказах Бажова занимает тема творчества. Таким был Данило-мастер. Мальчиком он постоянно наблюдал за природой, птицами и насекомыми, рассматривал цветы и травы, словно хотел запомнить, впитать в себя весь мир. А потом сложилось так, что Данилу отправили в ученики к старику Прокопьичу, который открыл, сохранил и взрастил великий дар.
В свои сказы Бажов вводит рассказчика – деда Слышко. Это реальный человек, троюродный дед писателя Василий Алексеевич Хмелинин. Именно он рассказывал маленькому Павлу истории о мастерах, камнях и таинственных горных силах.
Сказы Бажова увлекают сюжетом и одновременно раскрывают перед читателем важные нравственные смыслы, говорят о смелости, честности, выборе, учат не поучая, погружают читателя в народный язык, похожий на сундук с сокровищами.