Возвращение эпохи: Лидия Чарская- 150 лет

Лидия Чарская – известная детская писательница, актриса. Автор свыше трехсот произведений для детей и юношества. Наибольшую популярность писательнице принесли книги «Записки институтки», «Сибирочка», «Княжна Джаваха».

Когда-то имя Лидии Чарской было известно каждому читающему человеку. Её книги – с детскими рассказами, сказками, юношескими повестями и романами исчезали с прилавков книжных магазинов в мгновение ока. В начале 20 века не было более популярной писательницы, чем она, а потом её забыли… И вспомнили о ней почти через век, в 90-е годы. Книги Лидии Чарской снова стали популярными, их печатали в самых разных издательствах нашей страны, они снова полюбились читателю, теперь уже 21 века.
Лидия Чарская (настоящая фамилия писательницы – Воронова) появилась на свет, предположительно, 31 января 1875 года в Царском селе. Сведений о ее семье мало. Семь лет Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге, впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 1901 году, в журнале для детей «Задушевное слово», вышла первая повесть Лидии под псевдонимом Чарская – «Записки институтки»— и она сразу принесла успех! Лидия Алексеевна стала кумиром для детей и подростков дореволюционной России и имела неслыханную популярность. Вдохновившись успехом, Лидия принялась писать книги. Её героинями стали гимназистки, как и основными читательницами тоже. Удивительно, но детские библиотеки требовали книги Чарской в разы чаще, чем книги Толстого или Тургенева… Её повести и рассказы помогают научиться сопереживать ближнему, вызывают добрые чувства в юных читателях, поддерживают их интерес к окружающему миру, будят любовь к добру и правде, сострадание к бедным, священное пламя любви к Родине. Герои её книг добры, отзывчивы и благородны! Советская поэтесса Юлия Друнина говорила о творчестве Чарской: «Есть, по-видимому, в Чарской, в её восторженных юных героинях нечто такое – светлое, благородное, чистое, что воспитывает самые высокие понятия о дружбе, верности и чести… В 1941 году в военкомат меня привел не только Павел Корчагин, но и княжна Джаваха»
«Княжна Джаваха»- трагическая история о гордой грузинской девочке, которая умирает от туберкулёза. Юной княжне, выросшей на солнечном Кавказе с его благодатной природой и яркими восточными обычаями, первое время было очень неуютно в далеком северном Петербурге, в мрачных стенах института. Гордый нрав, достоинство и прямота Нины принесли ей множество неприятностей. Но постепенно она сумела завоевать уважение наставников и авторитет среди воспитанниц. И главное — она нашла настоящего, на всю жизнь, друга…
Нина предстает перед нами не просто как красивая княжна, но как человек с глубокими переживаниями, внутренней силой и способностью любить, несмотря ни на что. Каждый её шаг, каждое решение продиктованы не только рассудком, но и сердцем, что делает её образ особенно живым и трогательным. По мере того как сюжет разворачивается, становится понятно, что «Княжна Джаваха» — это не просто роман о любви, но и о самоопределении, о том, как важно найти своё место в мире, несмотря на все препятствия. Это рассказ о том, что не всегда побеждают те, кто сильнее физически — иногда самое важное сражение происходит в сердце.

Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской. В 1917 году грянула революция и Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — все говорило не в пользу писательницы. В 1918 году вышла ее последняя повесть. Журнал «Задушевное слово» тоже закрыли. Чарская успела порадовать поклонников еще двумя рассказами, которые даже не подписала своим именем, но особого успеха они ей не принесли. Головокружительный успех и любовь читателей оказались в прошлом. Буквально вчера ее произведения «зачитывали до дыр», жизнь была относительно безбедной. И вот новая реальность, с которой Чарской нужно было как-то мириться, а как, если понимаешь, что ни ты, ни твои книги больше не нужны. Теперь о книгах Чарской говорили, что они «пошлые, бездарные, глупо-сентиментальные». А все герои ее повествований – сплошь и рядом бездушные стереотипы.
Новый виток популярности пришел к Чарской только в 1990-е годы. Её книги начали активно переиздаваться, в журналах появились статьи писательницы, несколько произведений даже включили в щкольную программу. И в XXI веке книги Лидии Алексеевны активно переиздаются.
Жаль, конечно, что настоящее признание пришло к Чарской с опозданием почти на целый век. Ведь детям нужен идеал, причем настоящий, а не в виде «человеков-пауков» и тому подобных «суперменов». От прочитанных в детстве книг зависит очень многое, они действительно определяют судьбу, и в этом не следует сомневаться.

Источник:https://biograpge.ru