Школа развивающего чтения. Занятие 3. «Война и гуманизм»
«Война и гуманизм»
(С. Алексеев «Данке шен»)
В преддверии праздника Великой Победы в 7-х классах Климовской СОШ №3 6 мая прошло очередное занятие школы развивающего чтения. Тема встречи – «Война и гуманизм». Как известно, война – это ненависть, а гуманизм – это любовь. Совместимы ли эти понятия, когда речь идет о взаимоотношениях врагов? Ответ на этот вопрос и пытались найти участники встречи.
В ходе мероприятия, ребята говорили о том, что для них Великая Отечественная война, как события тех далеких лет отразились на истории их семей, о военных воспоминаниях дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Ученики рассуждали о том, что же такое гуманизм в военное время, можно ли вообще соотнести понятия «война» и «гуманизм», приводили примеры из литературных произведений. Образцом гуманизма на войне стал рассказ Сергея Алексеева «Данке шен», который был прочитан библиотекарем Щурик В. С. в классе. Этот рассказ говорит о последних днях войны, когда наши войска уже находились в Берлине. Уставшие от боев солдаты, находясь у походной кухни, подкрепляются кашей. Но им еда – не еда, когда они видят глаза голодных немецких детей, их молящие глаза. Показано, как оттаивает солдатское сердце. Мстительное чувство по отношению к врагу сменяется доброжелательством к немецким детям. Все, кто подошли к кухне, были накормлены. Но фашистский летчик, из злого чувства, сбросил бомбу на походную кухню. Не пощадил своих детей с протянутыми тарелками в руках.
Также был обсужден рассказ Николая Богданова «Фюнфкиндер», где речь шла о редкой для военного времени истории, когда партизаны пощадили захваченного ими в разбитом самолете немца.
Эти рассказы говорят нам о том, что на войне случались ситуации, когда враг оказывался безоружным, беспомощным, когда за ним не скрывался убийца. Тогда война воспринималась как испытание гуманизма, утверждавшегося в самых негуманных условиях.
Ребята пришли к выводу о том, что способность сострадать, проявлять милосердие к беспомощному человеку – это и есть гуманность человеческой души.