Быть или казаться?
Сегодня как никогда судьбу страны решает уровень культуры человека, общества, в котором он живет. Книги и чтение – только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственной и культурной личности, именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне.
В Климовской СОШ № 1 в 6 «Г» классе прошло очередное занятие Школы развивающего чтения. Ребята вместе с библиотекарем Л.Н. Разумовой поразмышляли о чести, достоинстве, совести, благородстве. Основой для беседы было взято произведение Макса Бременера «Достойнейший».
Творчеству Макса Бременера свойственно обращение к большим, глобальным темам, которые он передает через восприятие своего молодого героя. Наиболее известные его рассказы и повести: “Отчим”, “Достойнейший”, “Чур, не игра!..”. Они написаны в 50-60-е годы и переходят из сборника в сборник писателя. Их молодые герои часто должны делать самостоятельный выбор, в жизни он может быть и нелегким, и не всегда правильным. Но их поступки искренни, они диктуются не расчетливыми соображениями выгоды, а чувствами. Герои Бременера живут и в довоенные, и в военные, и в послевоенные годы, и их поступками руководит сама жизнь. Они протягивают друг другу руки, они делают один и тот же (независимо от времени) трудный нравственный выбор — между чувством и долгом, между возможностью сохранить благополучие и стремлением в любой ситуации остаться человеком. В этом они едины, несмотря на разницу в возрасте, чисто индивидуальные различия.
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Ученикам для обсуждения были предложены разные жизненные ситуации, которые так и назывались «Голос совести». Ребята вспомнили пословицы о стыде и совести, приняли активное участие в игре «Чего надо стыдиться?», выполнили упражнение «Минута раскаяния», где попробовали проанализировать свои поступки.
Завершилось мероприятие словами Антона Макаренко: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а тогда, когда никто не видит и не узнает об этом».