Совесть, или суд над собой.
Побудительной силой утверждения в человеке добра является совесть – работа самосознания и чувство вины из – за собственного ошибочного поведения.
Чувство вины, раскаяния, нравственные муки – могучие силы духовной жизни человека.
Пушкин сравнивал совесть с «когтистым зверем, скребущим сердце». Если это так, то зачем она нужна человеку?
Ответить на этот вопрос помогут конечно же художественные произведения.
На занятии школы развивающего чтения в Климовской СОШ № 1 с учащихся 4 «Б» класса библиотекарь Л.Н. Разумова затронула именно эту тему.
На примере рассказа В. Осеевой «Бабка» Лариса Николаевна провела беседу с детьми, в которой обсудили вопросы взаимоотношений в семье: о важности взаимопонимания разных поколений, о необходимости защиты старых людей, о разных жизненных позициях самих детей, о любви и бескорыстии, о благодарности и неблагодарности, о дружбе и сердечности, об обидах и прощении.
Основная мысль рассказа Осеевой «Бабка» заключается в том, что пожилых людей надо уважать. Они прожили долгую жизнь и испытали много трудностей, вырастили детей, внуков, пережили невзгоды и лишения и заслужили уважительное отношение к себе. Это произведение учит быть внимательными и заботливыми по отношению к своим близким.
Главная героиня, бабушка мальчика Бори. Она искренне любила своих близких, и неустанно заботилась о них, невзирая на то, как они пренебрежительно к ней относились. Пожилая женщина до самого последнего дня своей жизни старалась быть полезной для родных людей.
Рассказ детской писательницы стал своеобразным сводом моральных законов, которые должны быть в основе отношений между людьми и нарушение которых недопустимо.
Проанализировав этот текст, ребята сделали выводы, как необходимо относиться к старшим, поделились историями взаимоотношений со старшими членами своей семьи.
Итогом мероприятия стало коллективное чтение стихотворения «Доброта».
Эмоциональны искания в детской душе, недовольство собой порой бывают глубоки и остры. Проникнувшись ими, разделив их с литературными героями в процессе чтения и обсуждения, ребята обогащаются опытом их разрешения, лучше узнают духовные возможности собственной личности.