Плакаты фронтовой поры.
Плакаты фронтовой поры… «Родина-мать зовёт!», «Отстоим Москву», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Воин Красной Армии, спаси!», «Дойдем до Берлина!».. Без них сегодня невозможно представить Великую Отечественную войну. Ныне плакаты – яркие символы фронтовой эпохи. А в 1941-1945 годах они были воюющей наглядной агитацией, они являлись настоящими солдатами. Художники, как и журналисты, писатели, артисты, с первых дней войны вступили в бой, причём, самый настоящий. Они звали народ на борьбу с фашистскими захватчиками, звали к Победе. Плакатная живопись встала в ратный строй, заняв ведущее место среди других искусств.
Утром 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня на стенах домов посуровевшей от страшного известия Москвы появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», созданный КУКРЫНИКСАМИ (художники Михаил Васильевич КУПРИЯНОВ, Порфирий Никитич КРЫЛОВ, Николай Александрович СОКОЛОВ). На нём – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову. Точно, ёмко, прозорливо.
А днями позже Ираклий Моисеевич ТОИДЗЕ создал самый известный ныне в нашей стране и за рубежом, самый воюющий плакат Великой Отечественной – «Родина-мать зовёт!».
С конца июня 1941-го он уже провожал с Белорусского вокзала военные эшелоны на фронт. Седая, средних лет, женщина строго и требовательно смотрела воинам в глаза. Одна рука её вскинута вверх, в другой – текст Военной присяги. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны, Родины-матери, её призывающий жест, её набатный призыв. Этот плакат, выпущенный огромным тиражом и распространённый по всей стране, превосходил по силе тысячи самых строгих приказов, требований, агитационных речей..
Плакат как художественное произведение имеет давнюю историю и традиции, но в годы Великой Отечественной войны он достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня.
Яркий и образный плакат встал в боевой строй, поднялся на борьбу с ненавистным врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников Отечества. Он занял ведущее место среди изобразительного искусства. Доходчивые по содержанию листы призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, поднимали дух народа в период тяжёлых испытаний, укрепляли его веру в победу, в моральном превосходстве над врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма, убеждали в справедливости освободительной борьбы.
Некоторые плакаты часто сопровождались запоминающимися стихотворными строчками. В ходу была политическая сатира, в графических листах художники высмеивали врага, разоблачали его человеконенавистническую сущность. Тематика военных плакатов была многообразной, они всегда откликались на требование времени, события дня.
Плакаты размещались в местах, наиболее посещаемых людьми, на предприятиях, в учреждениях, на вокзалах, госпиталях, площадках отдыха бойцов и командиров. На улицах и площадях устанавливались специальные стенды выпусков «Окон ТАСС», «Боевого карандаша» и другой плакатной продукции. Плакаты, сатирические и юмористические рисунки, фронтовые зарисовки систематически публиковали многие газеты и журналы.
Плакатное искусство 1941-го было самым тревожным и самым суровым. Сюжетами становились мобилизация, создание народного ополчения, стойкость и героизм воинов Красной Армии и партизан, мерзость фашистских захватчиков
В 1942-м тематика меняется. Плакаты показывают страдания советских людей под пятой оккупантов, их протест и борьбу, призывают к их освобождению и спасению от фашистской неволи. Плакаты стали горном, зовущим мстить гитлеровцам за поруганную землю, за смерть матерей, детей, стариков.
Пластика плакатов 1943-1944 годов уже другая – победная. Она определяется коренным переломом в ходе войны, освобождением родной земли от захватчиков.
Острие части плакатов 1945 года направлено на окончательный разгром врага, другие произведения славят подвиг народа, подвиг Красной Армии: «Прицел у нас один – Берлин» и «Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!» (Виктор Борисович КОРЕЦКИЙ), «Ждите с победой!» (Нина Николаевна ВАТОЛИНА), «Слава воину-победителю!» (Виктор Семёнович КЛИМАШИН), «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведёт!» (Алексей Алексеевич КОКОРЕКИН), «Героической армии-победительнице – слава!» (Виктор Семёнович ИВАНОВ), «Красной Армии – слава!» и «Родина, встречай героев!» (Леонид Фёдорович ГОЛОВАНОВ).
И так, плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая чёткий образ врага, сплачивая граждан, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ненависть к врагу, который угрожает родному дому, Родине. И этот Солдат победил!!!