Мастер книжной иллюстрации- Марина Успенская.

Марина Евгеньевна Успенская (18 июня 1925 — 2007) — художник-график, книжный иллюстратор, в совершенстве владеющий практически всеми графическими техниками.


Успенская М. Е. родилась в Москве 18 июня 1925 года. Она выросла в семье с серьёзными художественными традициями. Её дедом был член Академии художеств живописец Василий Иванович Навозов. Училась в Художественном училище памяти 1905 года под руководством В.А. Шестакова (1947). Продолжила образование в мастерской художественной книги МГХИ им. В.И. Сурикова, где обучалась у М.М. Черемных и В.А. Дегтярева.
Нашла своё призвание в иллюстрировании детской книги. За почти полвека творческой биографии Марина Евгеньевна Успенская проиллюстрировала более двухсот детских книг, она создала иллюстрации в общей сложности к более чем 115 миллионам книг и открыток. Долгое время сотрудничала с издательствами «Детская литература», «Детгиз», «Малыш». С 1958 года была одним из ведущих художников журнала «Мурзилка».


Марина Успенская приобрела широкую известность благодаря иллюстрациям к классическим русским сказкам. Книги с ее иллюстрациями издавались не только в России, но и в Чехословакии, Франции, Индии и Японии. Среди книг оформленных Мариной Успенской: сказки «Снегурочка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя» Лев Толстой, «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков, «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Детство Тёмы» Н.Г. Гарин-Михайловский, «Лошадка» Лев Квитко, «Трудные стихи» Елена Благинина, «Великан» Георгий Балл, «Капустный лист» Елена Бехлерова, «Посиди, послушай» Сильва Капутикян, «Давайте мириться!» Марина Бородицкая, «Крупеничка» Николай Телешов, «Серебряное копытце» Павел Бажов, «Машины сказки» Софья Прокофьева, «Детский автобус» З. Александрова, «Дождик вышел погулять» Эмма Мошковская, «Мой капитан» Галина Демыкина, «Обида» Агния Барто, «Про ослика» Яков Аким, сборники рассказов А.Чехова и М. Горького и многие другие. Марина Успенская довольно часто обращалась к одним и тем же произведениям, иногда иллюстрируя их совершенно по-разному.

В течение многих лет творчества менялась её любимая графическая техника: тушь, акварель, гуашь, цветной карандаш. Она любила цветной карандаш, с которым не расставалась ни в метро вечером, ни на представлении балета. Менялась цветовая гамма рисунков: в нежные чистые тона всё активнее врывались экспрессивный красный и оранжевый… Менялся стиль: от живописных жанровых сцен — к упрощённым, лаконичным, почти символическим композициям.
И лишь неизменным оставались яркая индивидуальность, выразительность любого произведения Марины Евгеньевны Успенской.