«Смелая жизнь» Лидии Чарской.
Колдунья, волшебница, фея… Как иначе назвать ту, что в начале ХХ века смогла зачаровать миллионы читателей? Несколько десятилетий имя Лидии Алексеевны Чарской ( урожденной Вороновой) было окутано ореолом если не всенародного, то вседетского обожания. Её любили, перед ней преклонялись, к ней обращались, как к оракулу и провидцу. Родилась Лидия Алексеевна 19 января 1875 года в городе Санкт-Петербурге Российской империи.
Русская детская писательница, актриса, писала для детей произведения основываясь на своём личном опыте и происходящих с ней жизненных ситуациях.
Её произведения запрещались, но всё равно читались и раскупались, тайно передавались из рук в руки. В её книгах всегда прослеживалась линия доброты, тяжёлой участи, сиротства. Зачастую это были довольно банальные случаи, но описаны они очень интересным образом. Читать книги Чарской было одно удовольствие… просто на одном дыхании…
В 1905 году Л. А. Чарская написала историко-биографическую повесть «Смелая жизнь». Повесть рассказывает о жизни и военных подвигах Надежды Андреевны Дуровой — первой в России женщины-офицера. Поступок Надежды Дуровой и в XIX веке, и более столетие спустя, затрагивает такие серьёзные проблемы общества, как равенство мужчин и женщин в защите Родины, патриотизм и любовь к Отчизне.
Действие книги разворачивается на историческом фоне Отечественной войны 1812 года. Дочь гусарского ротмистра Надежда Дурова, движимая патриотическими чувствами, бежит из родительского дома, где её считают дикаркой и не любят, вслед за полком в казачьем платье.
Через несколько лет успешной военной карьеры в кавалерии, о судьбе Надежды узнают её родные. О «кавалерист-девице» сообщают императору Александру I. В Санкт-Петербурге, куда Надежду доставляют под конвоем, проходит аудиенция с императором. Её осыпают милостями и присваивают мужское имя в честь государя — Александр Андреевич Александров. Под этим именем женщина дослуживается до звания Штабс-ротмистра, участвует в Бородинском сражении, получает Георгиевский крест и выходит на пенсию. Заканчивает свою героическую жизнь в Елабуге.
Конечно же повесть Л. А. Чарской «Смелая жизнь» не документ. Какова же ценность открытой читателям книги ? Ответим словами писателя Бориса Васильева : «…исторические повести Л.Чарской – при всей их наивности!- не только излагали популярно русскую историю, но и учили восторгаться ею. А восторг перед историей родной страны- есть эмоциональное выражение любви к ней».