Литературное онлайн-знакомство «Лев Кассиль: его книги и герои».

Писатель Лев Абрамович Кассиль родился в интеллигентной еврейской семье 10 июля 1905 года.

Тогда город, в котором будущий писатель впервые увидел свет, назывался Покровской слободой, а ныне это – город Энгельс Саратовской области. Отец писателя был заслуженным врачом республики, мать — учительницей музыки. В семье двое дружных сыновей — Леля и Ося. В первой повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» они — главные герои. Оська — выдумщик, путаник, однако досрочно принятый в школу с резолюцией заведующего: «Принять за умственные способности». Разносторонняя одаренность Льва Кассиля проявилась уже в гимназии: он с детства хорошо играет на пианино, с успехом изучает иностранные языки, прекрасно рисует, сильный шахматист, способный математик. Однако особенно он любит сочинять разные истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение.
В 1918 году в Покровске открылась детская библиотека. Тринадцатилетний Леля Кассиль и трое его друзей организуют в ней литературные вечера, доклады, руководят литературным кружком, редактируют, издают рукописный журнал «Смелая мысль». В 1923 году Кассиль поступил учиться в Саратовский художественно-практический институт, откуда перевелся на математическое отделение физико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Здесь студент Лев Кассиль активно участвует в университетской живой газете «Синяя блуза». Его младший брат передавал письма Льва о московских впечатлениях (втайне от автора) в газету «Саратовские известия»… Так началось литературное творчество, ставшее делом жизни и самой жизнью Л.А. Кассиля.
Первый рассказ был опубликован в 1925 году. Затем — два года самостоятельного учения-писания для себя, «в стол». В 1927 Лев Кассиль получает признание как профессиональный журналист и всю дальнейшую жизнь следует завету В.В.Маяковского: «Не отворачивайте носа от газеты, Кассильчик!»

Содружество работы над художественными произведениями с публицистикой, с участием в общественной, научной деятельности — одна из характерных особенностей его творческой биографии. Он участвовал в испытательных перелетах новых самолетов и дирижаблей, на одном из которых чуть не погиб. Спускался в первые шахты строившегося московского метро. На теплоходе плавал в Испанию во время нападения франкистов на Испанскую народную республику. Провожал в исторический перелет Чкалова. Первым встречал на границе О.Ю. Шмидта, вырвавшегося из ледового плена. Дружил с Циолковским, переписывался с ним до последнего дня жизни великого ученого. Жажда все узнать и по возможности все увидеть самому всегда сопутствовала Л.Кассилю, определяла темп и накал его жизни. Как никто другой, понимал он мальчишек, этих «самых первых двигателей прогресса», как написал Кассиль в очерке-этюде «Мальчишки»: «О мальчишки! Надоедливые, несносные, обожаемые мальчишки! Хвала вам! «Мальчишек радостный народ» — вот как сказал о вас Пушкин. Вы — веселый ветер, расправляющий морщины на челе мира, влекущий в новое и освещающий память о том, какими мы были сами в отрочестве». Очерк «Мальчишки» появился 12 февраля 1960 года в газете «Известия».
«Самым главным, бесповоротно решающим событием» в своей жизни Кассиль считал встречу с Маяковским. Ему начинающий писатель и принес (1929) свою первую повесть «Кондуит». Маяковский опубликовал отрывки из «Кондуита» в редактируемом им журнале «Новый ЛЕФ» и посоветовал напечатать всю повесть в журнале «Пионер». После выхода «Кондуита» Кассиль становится постоянным корреспондентом журналов «Пионер», «Мурзилка», газеты «Пионерская правда» и продолжает работу над «Швамбранией» (1931). На I Всесоюзном съезде советских писателей (1934) С.Я.Маршак назвал дилогию «Кондуит» и «Швамбрания» одним из лучших произведений «большой литературы» для маленьких.


В автобиографии «Вслух про себя» Кассиль пишет: «Я задумал написать свою первую книгу о том, как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснить в классе. Во мне еще была свежа обида за детство, втиснутое в графы гимназического штрафного журнала «кондуита»». Сам писатель бывал занесенным в кондуит даже за посещение (вместе с мамой, днем!) кондитерской, так как это было запрещено в гимназическом уставе.
Повесть «Швамбрания» рассказывает о том, как революция вторглась в биографию докторского сынка, переворошила его жизнь, постепенно изменяя взгляды на происходящие события.

Швамбрания — выдуманная страна, в которой скрывался Кассиль со своим младшим братом, от многих бед и обид. Действие развертывается в захолустном приволжском городке Покровске, в период с кануна первой мировой войны до 20-х годов. Главные герои этого во многом автобиографического произведения — мальчики из докторской семьи Леля и Ося. Так, мальчики выдумали «игру на всю жизнь» в страну Швамбранию. Сочинили ее историю, определили географические особенности, населили персонажами любимых книг. В этот круг ввели себя и установили оригинальный государственный строй в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Эта игра была для детей не просто увлекательным, совершенно независимым от взрослых занятием. Постепенно игровая деятельность превратилась в психологическое состояние. Страна Швамбрания — спасительное прибежище для неудовлетворенных мечтаний и стремлений детей. Автор книги символично поясняет причины происхождения детской игры в справедливую и счастливую страну: «…ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет».
Пожалуй, ни одна книга Кассиля не вызывала такой горячей дискуссии, как дилогия «Кондуит» и «Швамбрания». Диапазон эмоциональных оценок критиков редкостно велик: от объявления ее гениальной до категоричного утверждения через десятилетия: «Это не нужно детям».
Наряду с самыми «кассилевскими» повестями, за которые писатель получил больше всего упреков в «ложном романтизме», он создал произведения в художественно-документальном жанре, гораздо более благосклонно принятые критикой.

Повесть о юном партизане-разведчике Володе Дубинине «Улица младшего сына», написанная по документальным материалам, найденным его старым другом, журналистом Максом Поляновским, вышла в 1949 году. В центре повествования не столько события жизни юного героя, сколько проблема формирования его характера. Писатель счастливо избежал идеализации, достигнув того, чтобы в книге жил герой, которого читатель мог бы мысленно посадить за парту.

 

Керченские ребята, знавшие Володю, говорили: «Хотя Володя и положительный тип, но он и кулаком умел двинуть, и в смешные истории попадал. Ему немало попадало в школе…» «В Володе Дубинине, не принижая пленительной доблести этого «младшего сына» нашей Родины, я стремился выделить черты его духовного родства, те свойства, которые могут быть взяты на вооружение читателем, обнадежат его и поведут по верной дороге творчества, труда, подвига. Я убежден, что в маленьком герое пионере-разведчике Володе Дубинине творческое начало не уступало героическому. То был великолепный характер дерзания…» Володя Дубинин
стал идеалом для многих читателей.

Книга «Ранний восход» рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели юного и очень талантливого художника Коли Дмитриева.


Вот что написал о самой книге Лев Кассиль: ««Ранний восход»… Так называется большая повесть, которая недавно закончена мною после двухлетней работы. В повести рассказывается о том, как жил, рос, воспитывался, учился и работал замечательный юный художник, ученик московской средней художественной школы, пионер Коля Дмитриев. Я назвал свою повесть о Коле Дмитриева «Ранний восход», потому что вся светлая короткая жизнь Коли, оборвавшаяся на самой заре — в пятнадцать лет — от несчастного случая на охоте, была необыкновенно ранним восходом громадного таланта, уже ярко проявившегося и обещавшего так много дать нашему искусству».

Повесть Льва Кассиля «Черемыш — брат героя» — это книга о судьбе мальчика по имени Гешка (Геннадия Черемыша), который остался сиротой и не хотел с этим мириться. Поэтому он вообразил себя братом известного советского лётчика-героя, Климентия Черемыша. Мечтая о брате, он заучил почти наизусть справочник по авиации, стал хорошо учиться, вести себя в школе, но за два года он слишком увлёкся своей мечтой и стал рассказывать об этом, как о правде. Так Гешкина мечта о старшем брате, которая вначале была, как маяк, и помогала ему в жизни, стала постепенно большим обманом. Конечно, однажды обман этот раскрылся, и Гешка попал в очень трудную ситуацию: ему не хватало смелости признаться в обмане и продолжать он его не мог, потому что настоящий Климентий Черемыш приехал к ним в город.
У этой истории был прототип — мальчик без родителей, который всем рассказывал о своих 4 братьях-пограничниках. Потом оказалось, что братьев он выдумал, но чтобы интереснее было жить, мечтать и чтобы было на кого равняться, он знакомился с пограничниками, а потом с ними переписывался, воображая, что это письма от его братьев. А когда Лев Кассиль услышал эту историю, он написал эту книгу, только под Климентием Черемышем описал знаменитого Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
1943 год. Шла Великая Отечественная война. Кругом холодно, голодно и мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые годы. И тут родилась идея организовать неделю детской книги. В Москве в Колонном зале собрали ребятишек, объединенных любовью к книгам. Именно Лев Кассиль дал этому празднику книги название «Книжкины именины». Каждую весну мы до сих пор отмечаем этот замечательный праздник.

Лев Абрамович Кассиль, никогда не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Ему всегда было интересно встречаться с ними. Он пользовался каждой возможностью, позволяющей встречаться с маленькими читателями с глазу на глаз и нос к носу.
Умер Лев Абрамович Кассиль в Москве 21 июня 1970 года.
В городе его детства Энгельсе существует Дом-музей Льва Кассиля, есть улица его имени, на Площади Свободы ему установлен памятник.