Виртуальный вернисаж «Мир детства в картинах В.А. Серова»

Мир детства — неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа, любой нации. Эта самая беззаботная и счастливая пора в жизни, когда можно бесконечно играть, веселиться, радоваться, удивляться и не беспокоиться ни о чем всегда привлекала творческих людей. Живописцы, изображавшие детей, стремились постигнуть тот особенный духовный свет, который от них исходит.
Художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Для него это было своего рода вдохновением души, попыткой приблизиться к юному несуетному миру.
Мы приглашаем Вас посетить виртуальный вернисаж «Мир детства в картинах В.А. Серова» (к 150 – летию художника).

Девочка с персиками. 1887

Свою самую знаменитую картину Серов писал с реального лица Веры Мамонтовой. Тогда он гостил у Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. Девочке 11 лет, на её лице хитрая усмешка, а взгляд лукавый! Озорная девчонка! Когда картина «Девочка с персиками» была закончена, он подарил ее матери девочки. Художник признавался, что стремился передать особенную свежесть, которая чувствуется в натуре, но не отображается на картине.

Микка Морозов. 1901

На картине «Портрет Мики Морозова» вы видим 4-летнего мальчика, напмсанного в своем любимом кресле. В.А. Серов стремится передать на полотне сложную гамму ощущений ребёнка, его живость, открытость миру. Эта сложность ощущений ребёнка, чистота и свежесть его помыслов подчёркиваются белым цветом его рубашки на золотисто-зелёном фоне, который ещё больше усиливает белизну одежды и оттеняет красивые живые черты детского лица. Мастерски выполненная палитра красок, тонко и сочно передающая душевный порыв и эмоциональную взволнованность ребёнка.

Девушка, освещённая солнцем. 1888

«Девушка, освещенная солнцем» вошла в историю мировой живописи.
Серов написал эту картину в 23 года. Над холстом «Девушки, залитой солнцем» он работал, найдя натурщицу в лице своей двоюродной сестры Марии Симонович.
Ее портрет он решил писать на фоне русского леса. Не потому ли, что красота его кузины была поистине русской? Картина благодаря этому вышла невероятно гармоничной и непринужденной. Красавица с картины смотрит прямо в лицо зрителю. Девушка, освещенная солнцем, присела, прислонясь к дереву, на ее щеках играет румянец, что подчеркивает ее чистоту и прелесть всех русских красавиц. Благодаря ее молодости даже задумчивый взгляд подчеркивает ее внутреннее умиротворение и радость от жизни. Лицо, руки, одежда девушки залиты солнцем. Благодаря этому Мария на фоне темного леса, что изображен на холсте Валентином Александровичем на заднем плане, кажется олицетворением ангельского образа. В ее позе так же нет ничего искусственного. В девушке все – искренно, струны ее души настроены в унисон окружающему ее миру.

Дети. Саша и Юра. 1899

Картина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи. Мальчики очень похожи друг на друга. У них тёмные волосы, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя. Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.
Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.


Дети Касьянова. 1907

В портрете девочек Касьяновых Серов, непревзойденный мастер психологического портрета, помогает угадать нам будущий характер каждой из сестер в зрелом возрасте.

Дети Боткина. 1900

Валентин Серов написал портрет дочерей Сергея Сергеевича Боткина, врача и коллекционера, внучек П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи. С.С.Боткин увлекался музыкой и искусством, принимал участие в организации художественных выставок и часто предоставлял произведения из своей коллекции. Его старшая дочь Александра стала известной киноактрисой и режиссером, женой советского кинорежиссера Льва Кулешова.

Нина Захаровна Раппопорт. 1908

Нина Захаровна Раппопорт, дочь присяжного поверенного Захара Львовича Раппопорта. Графический портрет девочки с шикарными волосами. Платье с широким матросским воротником по моде того времени и банты в волосах подчёркивают романтический образ девочки. Взгляд девочки направлен в сторону, создавая впечатление задумчивости.

Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889

Во время написания картины Прасковье было шестнадцать лет. На портрете она угрюма, будто чем-то недовольна или напугана. Взгляд её, направленный перед собой, выражает отстранённость и недоверие к окружающему миру.

Портрет Ляли Семенович. 1880

В 1880 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Валентин Серов пишет портрет Ляли Симонович, создавая светлый, обаятельный образ. Сам еще только войдя в отроческий возраст, он умеет передать в портрете тонкую, поэтическую душу ребенка.

Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых.

Портрет княгини Ольги Александровны. 1893

Великая княгиня, младшая дочь императора Александра III, родная сестра императора Николая II. Одна из первых работ художника, моделями которых были представители императорской фамилии. На нас смотрит очаровательная десятилетняя девочка. Художник создал удивительный детский образ, привлекающий живостью и непосредственностью внутреннего движения.

Князь Александр Романов в детстве.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька, как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Привлекательно и чудесно смотрят на нас дети с его великолепных портретов.

Саша Серов. 1897

Дети художника. Ольга и Антоша Серовы. 1906

Дети Серова. Юра и Саша. 1902 – 1904

Лёля Дервиз. 1892

Портрет девочки (В.Н. Гучковой). 1902

Коля (Николай Яковлевич Симонович). 1880

Портрет сидящей девочки в розовом платье. 1899

Все созданное Серовым стало нашей национальной гордостью и чистым источником художественной радости. Увековечив свое имя, как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Сложно даже назвать другого художника его эпохи, чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на всё последующее русское искусство.