«Смутное время в картинах русских художников»
В истории России есть несколько периодов и событий, споры вокруг которых не утихают до сих пор. Именно к их числу относится так называемое Смутное время.
Современная историческая наука по-разному относится как к итогам, так и к хронологии Смуты. Однако все исследователи сходятся в том, что годы с 1598 по 1613 были очень тяжелыми и для власти, и для народа.
История русской Смуты началась не в одночасье, ей предшествовали целый ряд объективных и субъективных причин. Государственно-политический кризис сопровождался крестьянскими восстаниями, стихийными бедствиями, большими потерями в численности населения, войнами с поляками и шведами, экономическим кризисом.
В 1611 году начинают очень активно формироваться народные ополчения. Главным организатором был нижегородский староста Кузьма Минин, воеводой же позвали перспективного и уже успешного на тот момент Дмитрия Пожарского.
В октябре 1612 году нижегородское ополчение освободило Москву от поляков. Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.
Эрнст Лисснер
«Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»
Название картины Эрнста Лисснера “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля” говорит само за себя. Событие, изображённое на полотне, предвосхитило конец Смутного времени.
С недавних пор наша страна отмечает день 4 ноября как государственный праздник – День народного единства. Но праздник не такой уж и новый: ещё царь Алексей Михайлович объявил эту дату государственным православным праздником Казанской иконы Божией Матери (список с чудотворной иконы был привезён под Москву казанскими ополченцами). Традиция отмечать день изгнания польских интервентов прервалась после революции, и праздник стал только церковным. В 2005 году всё вернулось на круги своя, только праздников стало уже два. Православный – отмечается непрерывно с 1649 года. А светский в полном соответствии с названием отмечается всей Россией вне зависимости от конфессий и национальностей.
Аполлинарий Васнецов
«Гонцы. Ранним утром в Кремле»
(1913 г.)
Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.
Михаил Скотти
«Минин и Пожарский»
(1850 г.)
Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского ставило целью освободить Москву от интервентов, отбить у иноземцев охоту в их притязаниях на русский престол и создать новое правительство. Второе ополчение начало формироваться с сентября 1611 года, а уже в марте 1612 года сформированное в городах и уездах Поволжья войско выступило из Нижнего Новгорода и направилось в Ярославль. Изгнание интервентов из Поволжья шло полным ходом, когда стало известно о приближении к Москве отряда польских войск под командованием гетмана Ходкевича. Это заставило Минина и Пожарского ускорить приближение к столице и занять позиции вдоль стен Белого города. В сражении 22-24 августа отряд Ходкевича был разгромлен, а судьба польских гарнизонов была предрешена: не получив подкрепления, они капитулировали 22 октября 1612 года.
С освобождением Москвы на личные средства Пожарского был построен собор Казанской Богоматери, в котором хранился список Казанской иконы Божией Матери, сопровождавшие ополчение. Деревянный храм сгорел, но на его месте был построен новый, снесённый три века спустя советской властью. В 1993 году храм был восстановлен. Благодарность героям-освободителям Москвы, а с ней и всей России хранит и первый скульптурный памятник столицы, установленный в 1818 году на Красной площади.
Василий Савинский
«Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского»
(1882 г.)
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
Виктор Васнецов
«Царь Иван Васильевич Грозный»
(1897 г.)
Полотно «Иван Грозный» отражает не только личность царя, но и эпоху, в которую он жил. Надо отметить, что сам Васнецов был убеждённым монархистом и фигура царя для него была священной. Поэтому мастер постарался отобразить особенности восприятия царя в народном сознании, которого простые люди считали не только грозным, но и мудрым и просвещенным правителем.
Константин Маковский
«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
(1862 г.)
Гибель царя, которого не успели венчать на царство, изобразил Константин Маковский на своей картине «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Царь Борис Годунов дал своим детям — дочери Ксении и сыну Фёдору — прекрасное образование, но после смерти отца оно им, к сожалению, не пригодилось. Царевну Ксению насильно постригли в монахини, а Фёдору, на которого Борис возлагал большие надежды, править было не суждено… В русской истории он останется единственным московским правителем, которого не успели повенчать на царство.
Сергей Иванов
«В Смутное время»
(1908 г.)
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В неё собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.
Павел Чистяков
«Патриагх Гемоген отказывает полякам подписать грамоту»
(1760 г.)
Патриарх Гермоген стал главой Русской православной церкви в 1606 году. После свержения царя Василия Шуйского Москва была занята польскими интервентами, призывающими избрать на русский престол королевича Польши Владислава.
Гермоген стал писать обращения к русскому народу, чтобы люди восстали и прогнали поляков из страны.
Первыми подняли восстание москвичи. Поляки в отместку подожгли город, сами спрятались за каменными стенами в Кремле, а патриарха бросили в сырой подвал в Чудовом монастыре. Тогда восстали уже не москвичи, а весь народ. Когда они осадили Кремль, поляки испугались. Они пришли в камеру к патриарху и сказали: “Прикажи русским людям, чтобы они ушли из Москвы, а то мы тебя убьём”.
Гермоген ответил, что угроз врага он не боится – Бог заступится за него, а русский народ он благословляет на битву с врагами.
Русское ополчение ответило на призыв патриарха: был взят Кремль, а поляки из него изгнаны. Но сам патриарх этого уже не увидел: враги уморили его голодом.
Григорий Мясоедов
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе»
(1862 г.)
Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
Алексей Кившенко
«Михаил Федорович. Депутация от Земского собора»
(1880 г.)
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.