Светлые пейзажи России

  6 августа исполнятся 165 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова— знаменитого русского художника, мастера исторической живописи, младшего брата Виктора Васнецова.


  Родился он в селе Рябово под Вяткой в многодетной семье священника. В тринадцать лет остался сиротой. После окончания Вятского духовного училища перебрался в Санкт-Петербург, а затем к старшему брату в Москву. Именно в Москве он полностью отдаёт себя искусству.
  В историю русской живописи Аполлинарий Васнецов вошёл, как мастер пейзажа, воспевшего красоту русской природы. Природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы.

  В 1883 г. П. Третьяков приобрёл первую картину А. Васнецова в свою коллекцию – «Серенький день»
Это был незатейливый пейзаж, изображавший косогор и уходящую по нему вверх тропинку. Но представлен он был живописно, мягко и поэтично. Покупка П. Третьякова ознаменовала как бы официальное признание таланта и мастерства художника.


  Постепенно в его работах всё яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах.


  В 1889 году была закончена картина «Сумерки». Аполлинарий Васнецов считал её лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И. Терещенко, который приобрёл это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки считаю всё-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
  …Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят вдаль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них – старый могучий дуб – мощно возвышается на среднем плане, чётко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но ещё светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане ещё светло.


  Особое место в творчестве Аполлинария Васнецова занимает картина «Озеро» (1902), прозвучавшая своеобразной «лебединой песней» его пейзажа. В это время художник создавал декорации к опере Сергея Василенко «Град Китеж». Работа над образом невидимого града Китежа, скрывшегося при нашествии татар на дне озера Светлояр, несомненно, оказала влияние на художественный строй этой картины.
  Безмолвны холодные светлые воды озера. Как древние стражи его тайны обступили его со всех сторон раскидистые замшелые деревья. Странные белые цветы выросли на краю этого озера. Одинокая женская фигура, собирающая их, торжественно застыла, склонившись за очередным цветком.


  В 1926 году А. Васнецов пишет картину «Шум старого парка», ставшую живописным завещанием художника. Она по-своему завершает тематический мотив, звучавший уже в полотнах «Сумерки», «Элегия» и «Озеро».
  На берегу пруда в позе глубокого раздумья сидит седой старик. Надвигаются сумерки. Мы видим и слышим шум ветра. Он сгибает кроны деревьев и гонит рябь по чёрной воде. Что может привидеться старому человеку? Перед его глазами проходит череда воспоминаний о прошлом, о сбывшихся и не сбывшихся надеждах, о том, как всё было…
  Картина автобиографична, она носит искренний, исповедальный характер. В ней звучит не только ностальгия о былом, но и завет, обращённый в будущее.