Художник, который умел всё (к 100-летию Мигунова Е.Т.)

Мигунов Евгений Тихонович (1921-2004) — величайший художник, карикатурист, мультипликатор, иллюстратор, режиссер, педагог.

 

Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего.
В 1938 году, после окончания школы, и, проучившись год в изостудии, поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Мигунов, несмотря на нездоровье, записался добровольцем в ряды Народного ополчения и попал в места боев в район г. Вязьмы. 1 сентября студентов отозвали обратно в Москву для продолжения учебы.
В конце ноября вместе с институтом эвакуируется в Алма-Ату, где заканчивает обучение и, в 1943 году получает из рук С.М. Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма.

В 1943 году Мигунов зачисляется на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм».
С 1946 года Евгений Тихонович начал уже самостоятельно работать как художник-постановщик с ведущими режиссерами «Союзмультфильма». При его участии поставлены «Веселый огород», «Кто первый?», «Квартет», «Чемпион», «Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек», «Трубка и медведь», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Песня о дружбе» и др. В 1953 году Мигунов дебютировал как режиссер – мультфильмом «Карандаш и Клякса — веселые охотники». По сути, это был первый в истории студии авторский мультфильм: Мигунов был автором его сценария, художником-постановщиком и режиссером. Потом сделал «Это что за птица?», «Знакомые картинки» (с участием Аркадия Райкина), «Ровно в три пятнадцать…».

В 1960 году Мигунов был уволен из «Союзамультфильма». Мультипликация потеряла самобытного художника, зато книжная и журнальная графика его приобрела. Мигунов как карикатурист и оформитель сотрудничал с журналами «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», с «Литературной газетой», «Правдой», «Советской культурой», и др.

Однако настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Долгие годы Евгений Мигунов иллюстрировал книги для издательства «Детская литература». Именно здесь в 60-е годы сформировался его неповторимый и узнаваемый издали стиль рисунка. С его графикой вышли «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы, пьесы, сказки Николая Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова, сборники остроумных сказок Феликса Кривина… Ну и, конечно, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева.

Евгений Мигунов был первым, кто воплотил очаровательную Алису Селезневу в виде визуального образа. Он «помог» ей взрослеть от повести «Девочка, с которой ничего не случится» до «Миллиона приключений» и в последующий произведениях.
Мигунов создал также известные детские диафильмы: «Чиполлино» (в двух частях), «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Мель-карамель», «Красная Шапочка», «Три поросенка»и много, много других.
Е.Т.Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени,
в 1983 году отмечен Золотой медалью за участие в международной выставке «Сатира в борьбе за мир». В 1987 году состоялась персональная выставка работ Е.Т.Мигунова в фойе кинотеатра «Фитиль», тогда же вышел его авторский сборник в серии «Мастера советской карикатуры».

Помимо прочего, Мигунов стал одним из разработчиков Олимпийского Мишки, талисмана XXII летних Олимпийских игр, состоявшихся в Москве в 1980 году. После того, как художник Виктор Чижиков изготовил основной эскиз, Евгений Тихонович создал двадцать одну серию рисунков Миши в различных техниках (гуашь, сепия, силуэт и тому подобные), где тот был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей и несущим олимпийский факел. Эти рисунки в дальнейшем послужили образцами для оформления стендов, рекламных щитов, календарей и прочей атрибутики.

1 января 2004 года Евгения Мигунова не стало, он похоронен на Миусском кладбище Москвы.
Художник оставил после себя множество воспоминаний о жизни, творчестве и людях, с которыми его сводила судьба, а также теоретические труды и эссе об искусстве карикатуры, шаржа, мультипликации, книжной иллюстрации, диафильма под общим заглавием «О, об и про».
Сам Евгений Тихонович называл эти тетради главным итогом своей жизни и выражал надежду, что они не пропадут и дойдут до людей.