Литературный портрет: «Вечный странник: Дмитрий Сергеевич Мережковский»
Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, поэт, переводчик, религиозный философ и общественный деятель. Родился 14 августа 1866 года в городе Санкт-Петербург. Вошёл в историю как один из основателей русского символизма, выдающийся эссеист и литературный критик.
В семье Мережковских воспитывалось шестеро сыновей и три дочери. С тринадцати лет Дмитрий начал писать стихи. Отец организовал ему встречу с Фёдором Достоевским, который весьма нелестно отозвался об опытах молодого поэта, напутствовав словами: «Чтобы хорошо писать, надо страдать!». И уже в пятнадцать Мережковский публиковал свои творения в разных изданиях.
В 1884 году он стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлёкся философией, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения — Монтене. После окончания университета решил посвятить себя исключительно литературной деятельности.
Дмитрий Сергеевич занимался переводами с греческого и латинского. В 1890 году в журнале «Вестник Европы» были напечатаны переводы трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои» Лонга (1896).
С конца 1880-х годов Мережковский выступал в качестве критика. В «Северном Вестнике», «Русском Обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиках. Часть их вошла в сборник «Вечные Спутники» (1897).
В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определённые эстетические и религиозно-философские принципы.
Популярность к Мережковскому пришла с его романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги» и «Антихрист Петр и Алексей».
В истории русской критики (согласно О. А. Меню) «никто не мог в такой мере великолепно владеть цитатой: иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегда находя под рукой необходимое место».
Дмитрий Мережковский был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ни одной из них так и не был удостоен.
В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы.
Творчество Дмитрия Мережковского неоднозначно воспринималось современниками. Одни восхищались его талантом, другие ненавидели.
Мережковский — вопиющее недоумение нашей эпохи.
Он — загадка, которая упала к нам из будущего…
Но все, что бы ни писал Мережковский,
странным каким-то сияет светом.
А. Белый